Найти тему
Морская коллекция

Легкие крейсера. Герои мифов в битве за Британию."Линдер".

Долгие послевоенные каникулы в британском военном судостроении привели к необходимости одновременной замены многочисленных легких крейсеров постройки Первой мировой войны типов «Чатам», «Аретьюза», «Каледон» и «Даная» .

Разработку начали в 1928 году. За основу взяли вашингтонские крейсера "Эксетер" и "Йорк".Первые послевоенные легкие крейсера Британии получили названия в честь героев древнегреческой мифологии. Головной в русской транскрипции традиционно называется "Линдер",хотя древнегреческого мифологического персонажа зовут Леандр.

Построено 5 кораблей типа "Линдер" ,из них два переданы флоту Новой Зеландии,из которых один позднее попал в ВМФ Индии.

По типу "Перт"("улучшенный Линдер") было построено еще 3 крейсера для Австралии. Но это совсем другая история.

Леандр — юноша из Абидоса в Троаде, который полюбил Геро, жрицу Афродиты, жившую в Сесте, расположенном на другом берегу пролива Геллеспонт.
Ахи́лл, или Ахилле́с, — персонаж древнегреческой мифологии, участник Троянской войны, один из главных героев «Илиады» Гомера. Принадлежал к роду Эакидов и был сыном Пелея и нереиды Фетиды.
Непту́н (лат. Neptunus) — в древнеримской мифологии бог морей и потоков. Один из древнейших римских богов. Позднее был отождествлён с греческим богом Посейдоном. Сын Сатурна и Опы. Брат Юпитера, Плутона, Цереры, Юноны и Весты.
Орио́н (др.-греч. Ὠρίων) — в древнегреческой мифологии знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном
Аякс (Аянт, Эант Великий (др.-греч. Αἴᾱς Μέγας), Аякс Теламонид(др.-греч. Αἴᾱς Τελαμώνιος) — в древнегреческой мифологии греческий герой, участвовавший в осаде Трои.

Крейсера типа Leander стали новой вехой в британском кораблестроении, они отличались от предшест­венников, спроектированных и заложенных во время Первой мировой войны прежде всего башен­ной артиллерией главного калибра, современной конструкцией (протяже­нный полубак, обтекаемые надстройки) и изначально предусмотренным в проекте авиационным вооружением. Основной упор в крейсерах типа Leander делался не на мощь вооружения или достижение высокой скорости хода, а на повышение мореходности и дальности плавания. Конструкторы стремились сделать крейсера устойчивой артиллерийской платформой и у них это получилось. Другая установка Адмиралтейства-возможность двумя легкими крейсерами противостоять любому крейсеру противника. Тоже оправдалось во время войны

Британский флот по расчетам 20-х годов нуждался для прикрытия уязвимых мест империи в 75 крейсерах- 45 для охраны морских путей,15-для обороны Британии,15-для Тихого океана.Ресурсы империи уже были не те,поэтому стратегическим решением стало-числом поболее,ценою подешевле. Воплощением этой концепции стали уменьшенные вашингтонские крейсера типа "Эксетер". А затем и их уменьшенное подобие-уже легкий крейсер "Линдер". До белых мышей ,правда,допроектироваться не успели...

"Линдер"стал идеальным воплощением с одной стороны действия ограничений Лондонской морской конференции 1930- с легкими крейсерами максимум 155 мм калибром,а с другой ,вычисленного аналитиками Адмиралтейства оптимального калибра для небольших крейсеров охраны торгового судоходства.

Итоговый проект был готов 4 июня 1931,уже после спуска на воду головного корабля. Удалось увеличить мощность энергоустановки,доработать бронирование и авиационное вооружение.Бронирование должно было защитить от 152-мм снарядов на дистанциях от 50 до 80 кбт и от 120-мм — на дистанциях свыше 35 кбт. Мостик защитили 12,7-мм броней. Для автономности действий на коммуникации добавили второй самолет и усилили катапульту под поплавковый разведчик-биплан «Фэйри IMF» .Впервые на этих крейсерах появились счетверённые 12,7-мм зенитные пулемёты «Виккерс» Mk. III .Предполагалось,что дальнюю ПВО против торпедоносцев и бомбардировщиков обеспечат 102 мм орудия,а против штурмовиков и пикировщиков успешно сработают виккерсы.

  • «Линдер» (HMS Leander, HMNZS Leander) — заложен 8 сентября 1930 г., спущен 24 сентября 1931 г., вошёл в строй 24 марта 1933 г. Переведен в Королевский флот Новой Зеландии , как HMNZS Leander1941-1945 , сдан на слом 1950
  • «Ахиллес» (HMS Achilles, HMNZS Achilles, HMIS Delhi, INS Delhi) — заложен 11 июля 1931 г., спущен 1 сентября 1932 г., вошёл в строй 6 октября 1933 г. Передан Королевскому флоту Новой Зеландии как HMNZS Achilles 1941-1946 гг. Продан ВМС Индии как HMIS Delhi 1948,сдан на слом 1978 г.
  • «Нептун» (HMS Neptune) — заложен 24 сентября 1931 г., спущен 31 января 1933 г., вошёл в строй 12 февраля 1934 г. Потоплен на минном поле у Триполи , 19 декабря 1941 г
  • «Орион» (HMS Orion) — заложен 26 сентября 1931 г., спущен 24 ноября 1932 г., вошёл в строй 18 января 1934 г. сдан на слом 1949
  • «Аякс» (HMS Ajax) — заложен 7 февраля 1933 г., спущен 1 марта 1934 г., вошёл в строй 12 апреля 1935 г. сдан на слом 1949
Водоизмещение-Стандартное: 6985—7270 т,полное: 8904—9189 т . Длина 159,1/169 м .Ширина 16,8—17 м .Осадка 5,8—6 м .
Бронирование- Пояс — 76 мм;
траверзы — 32 мм;
палуба — 32 мм;
погреба — до 89 мм;
башни — 25 мм; барбеты — 25 мм
Двигатели- 4 ТЗА Parsons,72 000 л. с., Скорость хода 32,5 узла .Дальность плавания 5730 морских миль на 13 узлах .Экипаж 570 человекa .Вооружение- 4 × 2 — 152-мм/50 Mk XXIII, 4 × 2 («Ахиллес» — 4 × 1) — 102-мм/45, Зенитная артиллерия-3 × 4 12,7-мм пулемёта Vickers .50 . Минно-торпедное вооружение-2 × 4 533-мм ТА. Авиационная группа -1 катапульта, 1 гидросамолёт.

Все данные приведены по состоянию на 1939 г .

В период с 1934 — 1936 гг. крейсера оригинального проекта прошли небольшие модернизации,например было изменено расположение шлюпок и носовых зенитных орудий. С 1936 по 1938 гг. на первых четырех кораблях типа (HMS Leander, HMS Orion, HMS Neptune, HMS Ajax) 102-мм универсальные орудия были заменены на более современную модификацию. HMS Achilles сохранил оригинальное вооружение.

Во время Второй мировой войны корабли прошли следующие модернизации:

  • HMS Leander - в июне 1941 г. бы­ло демонтировано авиационное вооружение, а на его место установили четырехствольный 40-мм автомат. В конце 1941 года катапульта была вновь установлена, а зенитное вооружение усилено пятью 20-мм орудиями Oerlikon. В середине 1942 г. на корабле был установлен радар, а в начале 1943 г. катапульту и авиационное оборудование окон­чательно демонтировали, добавили четыре 20-мм орудия Oerlikon.
  • HMS Achilles - в 1942 г. были сняты 102-мм универсальные орудия, однако на замену им временно поставлено лишь несколько 20-мм орудий Oerlikon. В 1943 —1944 гг.: установлены спаренные 102-мм универсальные орудия, 4 х 4 х 40-мм зенитных орудия, пять спаренных и шесть одинарных 20-мм орудий Oerlikon, демонтирована катапульта и поврежденная башня главного калибра, установлен радар и оборудование для наведения истребителей.
  • HMS Neptune - весной 1941 г. установлено три дополнительных 12,7-мм счетверенных пулемета, три одинарных 40-мм зенитных орудия и радар.
  • HMS Orion - в августе 1941 г. де­монтировано авиационное вооружение, а в начале 1942 г. сняты все 12,7-мм пулеметы, установлены 2 х 4 х 40-мм зенитных орудия, 7 х 20-мм орудий Oerlikon и радар.
  • HMS Ajax - в декабре 1939 — июле 1940 г., 46-футовая катапульта заменена 53-футовой, установ­лена РЛС обнаружения воздушных целей. В мае 1941 г. де­монтировано авиационное вооружение, вместо него установлена одна счетверенная установка 40-мм зенитного орудия. В начале 1942 г. установлено шесть оди­нарных 20-мм орудий Oerlikon, а летом того же года заменены счет­веренные 12,7-мм пулеметы. Тогда же установлена дополнительная установка 40-мм зенитного орудия.

Корпус имел полубачную конструкцию с так на­зываемым «траулерным» носом и крейсерской кормой. Самой отличительной особенностью силуэта, придающей ему уникальность, стала широкая и высокая дымовая труба. Обводы корпуса были круглоскулыми, с ярко выраженным скуловым из­ломом в носовой части. Корпус делился на 15 отсеков. Крейсер имел одну сплошную палубу — верхнюю; главная палуба пре­рывалась в районе котельных, а нижняя — также и машинных отделе­ний. Все палубы были водонепроницаемыми. Палубный настил был деревянным, из твердых пород разновидности тикового дерева; в носовой оконечности (до шпилей) и в средней части корабля он отсутствовал. На протяжении всей длины корпуса имелось двойное дно, в районе по­гребов — тройное.

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и шести трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. «Линдеры» стали последними британскими крейсерами, имевшими традиционную линейную компоновку энергетической установки.Дальность плавания составляла 5730 миль 13-узловым ходом, 5100 миль 20-узловым ходом, на скорости 30 узлов крейсера могли пройти 1910 миль. В некоторых справочниках приводится дальность плавания крейсеров серии в 10 300 миль 12-узловым ходом. Энергетическая установка обеспечива­ла крейсерам максимальную скорость хода 32,5 узлов. Во время испытаний в декабре 1932 года Леандер показал 32,45 узла Силовые установки крейсеров серии зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми в эксплуатации.

Экипаж состоял из 570 моряков, однако в военное время он был сильно увеличен и достигал 767 человек на HMS Neptune и более 900 человек на HMS Apollo.
Вся броня — гомогенная, нецементированная. Схема бронирования «линдеров» по конструкции в целом повторяла
«Эксетер». Броневой пояс прикрывал отсеки энергетической установки и выполнялся из 76,2-мм плит гомогенной нецементированной стали «NC» на 25,4-мм подкладке из среднеуглеродистой стали Дюколь «D». Он опускался ниже ватерлинии , а по высоте доходил до главной палубы (в районе машинно-котельных отделений — до верхней палубы). Поперечные траверзы одинаковой толщины — 25,4 мм, броневая палуба — 31,8-мм (25,4-мм «NC» на 6,4-мм подкладке), продолжавшаяся в оконечности, в районе отсека кормового редуктора она имела 37-мм скосы. Кроме того, все переборки между котельными и машинными отделениями изготавливались из 6,3-мм броневой стали. Рулевой привод защищался 37-мм палубной броней и 31-мм скосами, замыкавшимися 25-мм траверсами. Башни имели толщину 25/25/25 мм — лоб/борт/крыша. Барбеты и податочные трубы имели толщину 25 мм. Погреба башен главного калибра защищались с бортов 89-мм броней, сверху — 51-мм палубой, спереди и сзади — 76-мм траверсами. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала.Общий вес брони головного «Линдера» составлял 871 т (11,7 % водоизмещения), у последующих кораблей он возрос до 882 т,

Главный калибр был представлен 8 х 152-мм орудиями BL 6 Mk XXIII, установленными в четырех двухорудийных башнях Mk XXI. Все восемь орудий могли участвовать в бортовом залпе, угол возвышения составлял 60°, а угол склонения составил -5°. Скорострельность орудий составляла 8 выстрелов в минуту, а дальность стрельбы - 22700 м. Боезапас составлялся из расче­та по 200 снарядов на ствол. Снаряды были двух типов: полубронебойный с бал­листическим колпачком и фугасный, а в качестве метательно­го заряда использовался кордит.

Зенитная артиллерия состояла из 4 × 102-мм скорострельных орудий Mk V, которые были смонтированы в одиночных установках без щитов на платформе вокруг дымовой трубы. Эти орудия могли быть использованы против самолетов на высоте до 8760 м или против надводных целей на расстоянии до 14900 м. Они впоследствии были заменены 4 спарками новых высокопрочных QF 4-дюймовых морских пушек Mk XVI )

Также на корабле были установлены 12 × 13.2-мм пулеметов Vickers Mk III в трех установках по 4 пулемета - две по краям передней надстройки и третья - на верхней части кормовой надстройки. Изначально они предполагались для борьбы с пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками противника, но в итоге эффективность пулеметов была невысокой.

Торпедное вооружение составляли два четырехтрубных торпедных 533-мм аппарата QR Mk VII.На кораблях имелся один аппарат для запуска глубинных бомб и 15 глубинных бомб Mk.VII.

Крейсера был оснащены гидросамолетами Fairey Seafox, которые позднее были заменены на Fairey Swordfish и Supermarine Walrus. Крейсер HMS Ajax впервые успешно использовал свой гидросамолет для корректировки огня, что являлось довольно редким событием. Впоследствии усовершенствование технологий радиолокации свело на нет преимущество гидросамолета и на некоторых кораблях авиационное вооружение было демонтировано.

  • HMS Leander. 30 апреля 1937 года пе­редан флоту Новой Зеландии. Участвовал в защите конвоев в Индийском океане и Средиземном море. 27 февраля 1941 года потопил итальянский вспомогательный крей­сер Ramb I. 13 июля 1943 года был серьезно повреж­ден эсминцами японского флота в бою у о. Коломбангара. 8 мая 1944 года возращен в состав ВМС Великобритании. 15 декабря 1949 года продан на слом.
  • HMS Achilles. 31 марта 1936 года передан флоту Новой Зеландии. Участвовал в бою у Ла-Платы где получил повреждения. Участвовал в защите коммуникаций в Индийском и Тихом океа­нах. 12 сентября 1946 года возвращен ВМС Великобритании. 5 июля 1948 года передан ВМС Индии, переименован в INS Delhi и до 1957 года был флагманским кораблем индийского флота. 30 июня 1978 года исключен из состава флота и продан на слом.
Крейсер "Дели" 1953
Крейсер "Дели" 1953
  • HMS Neptune - участвовал в боевых действиях в Атлантическом океане и в Средиземном море. 28 июня 1940 года участвовал в уничтожении итальянского эсминца Espero. Погиб 19 декабря 1941 года в районе Три­поли в результате подрыва на морской мине. 766 членов экипажа погибли.
  • HMS Orion - участвовал в боевых действиях на Средиземном море. 28 июня 1940 года участвовал в уничтожении итальянского эсминца Espero. Участвовал в бою у м. Матапан, Критской кампа­нии. 29 мая 1941 года тяжело поврежден пикирующими бомбардировщиками Люфтваффе в р-не о. Крит. Участвовал в операции «Оверлорд». Продан на слом компании 19 июля 1949 года.
  • HMS Ajax - самый известный корабль данного типа. Участвовал в боевых действиях в Атлантическом океане и Средиземном море. Участвовал в бою у Ла-Платы где получил повреждения. 12 октября 1940 года потопил итальянские миноносцы Ariel, Airone и повредил эсминец Artigliere. Участвовал в бою у м. Матапан, Критской кампании, кампании в Сирии. Участвовал в операции «Оверлорд». 8 ноября 1949 года продан на слом.

«Линдеры» получились не столь универсальными, как того ожидалось. Для эскадренной службы они оказались крупноватыми (для этого создали тип «Аретьюза»), к тому же крейсера не обладали достаточной маневренностью для лидирования эсминцев и не соответствовали обязательному требованию минимального силуэта. Для действий в океане дальность плавания нужна была побольше (проблему решили на «улучшенных „Линдерах“»). Опыт войны показал, что «Линдерам» не хватает запаса водоизмещения для усиления зенитного вооружения и установки нового оборудования. С другой стороны французские крейсера типа «Дюгэ-Труэн» и итальянские «Кондоттьери» ранних серий при равенстве в артиллерии главного калибра существенно уступали в бронировании, артиллерии ПВО, дальности плавания и мореходности, а реализовать на практике преимущество в скорости тем же итальянцам получалось не всегда. Немецкие лёгкие крейсера, начиная с типа «К» и заканчивая «Нюрнбергом», были хуже защищены, имели менее эффективную зенитную артиллерию дальнего боя и меньшую дальность плавания.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам