Введение
Душа моя скорбит, когда я вижу усопших людей, ушедших из жизни без исповеди и причастия. Особенно горько, когда они всю свою жизнь уклонялись от этих таинств и в таком плачевном состоянии завершили свой жизненный путь. Среди таких людей немало моих знакомых, друзей, близких и дальних родственников. Я не смог помочь им познать истину при жизни, увидеть спасительный свет веры и тьму безбожия. Я чувствую себя в долгу перед ними.
Поэтому мой канал создан не для лайков и не для монетизации. Его, как модно сейчас говорить, миссия заключается в том, чтобы читатель, и наиболее всего неверующий, хотя бы на минуту задумался об ответственности за то, как проживается земная жизнь, о Боге, о вере, о Царствии Божием, о воздаянии, ожидающем праведников и грешников.
Итак, опасно ли читать Библию?
Как полагает наука, вещество и антивещество мирно сосуществуют во вселенной до тех пор, пока не начинают взаимодействовать друг с другом. Но стоит им вступить во взаимодействие, как тут же возникает аннигиляция, что в переводе с латыни означает уничтожение, отмена. Аннигиляция – реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных.
Нечто подобное может произойти и при встрече человека думающего, homo sapiens, c собранием богодухновенных книг, Библией. Но если Библия при этом остаётся цела и невредима, то у отдельных homo sapiens может случиться взрыв сознания, который приводит к тому, что в некоторых случаях разум человека начинает работать в режиме антиразума.
Если разум стремится оперировать бесстрастными суждениями, то основными опорами антиразума являются:
- присвоение себе силы большей той, которую он имеет;
- осуждение;
- самодостаточность, которая проявляется в том, что антиразум не ищет помощи для разъяснения трудных мест Библии. Но даже если встречает её, то, ничтоже сумняшеся, отвергает за ненадобностью или несостоятельностью;
- противление истине.
Библия устроена таким образом, что, как будто бы в насмешку над антиразумом, даёт ему слишком много материала для работы и делает это буквально с самых первых строк Книги «Бытия».
– Скажите на милость, – встаёт на дыбы антиразум, – как это может быть, чтобы что-то возникло из ничего?
Действительно, всем хорошо известен закон сохранения материи и энергии, который гласит, что из ничего не бывает ничего. Кто же спорит, закон справедлив…, но … только в рамках материального мира, сотворённого до вступления в силу самого закона сохранения.
Для антиразума это не довод, он не угомонится до той поры, пока не поймёт, как из ничего Бог сотворил нЕчто. Но поскольку понять этого ни он, ни кто-либо ещё не в силах, то не остаётся ничего другого, как, погрузившись в гадательные гипотезы вроде «большого взрыва», приговорить саму идею сотворения мира к разряду невозможных. Отсюда уже рукой подать и до идеи о несостоятельности Библии и, следовательно, отрицания бытия Божия.
Обратим внимание на то, что в данном примере пока напрямую осуждается только Библия.
Но двинемся дальше, и антиразум закипит ещё возмущенней: «Зачем надо было создавать Адама и Еву, способными ко греху? Сам ведь заложил в первых людей способность грешить, и за это изгнал их из рая? Где логика?»
В этом случае антиразум уподобляется Адаму, который, отвечая Богу на вопрос о причине грехопадения, частично валит вину на Еву и отчасти обвиняет самого Господа, говоря: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от древа и я ел.» (Быт. 3:12)
Дальше – больше. Особое недовольство антиразума вызывают библейские сцены, в которых по его мнению проявляется ничем неоправданная, избыточная жестокость Господа Бога.
Для примера можно привести реакцию господина Познера В. В. на египетские казни, описанные в Книге «Исход» (фрагмент записи, начиная с 2 мин. 50 сек.).
Господин Познер никак не может взять в толк, зачем надо было неоднократно ожесточать сердце фараона, чтобы он не сразу дал разрешение на выход евреев из Египта и за это подвергать самого фараона и египетский народ жесточайшим наказаниям? Ведь евреи всё равно ушли.
Да, они ушли, но только после того, как были сожжены все мосты, и не осталось ни малейшей возможности вернуться в египетское рабство. Произошёл бы исход евреев в реальности, если бы фараон ответил согласием на первое же прошение Аарона, брата Моисея?
Никто (кроме Господа Бога и, конечно же, господина В. В. Познера) не в состоянии ответить на данный вопрос, но если, предположить, что евреи, не выдержав трудностей похода, вернулись бы в Египет, то с лица земли мог бы навсегда исчезнуть единственный на тот исторический момент народ, исповедовавший истинного Бога.
Антиразум такими нюансами не интересуется. Главная для него задача – зафиксировать несправедливость и жестокость Бога и заявить, что настоящий Бог не может быть жесток и несправедлив, что такого Бога он принять не может и, следовательно, Его нет.
Подобных примеров можно привести великое множество, но не в этом заключается наша задача. Намного важнее понять, как беря в руки Библию, человек вместо веры обретает, неверие и становится атеистом, иногда воинствующим, иногда мирным, но непоколебимым в своих заблуждениях?
Ответ на этот вопрос содержится в самой Библии: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?...» (1 Кор. 2: 14-16)
Напомним, что человек трёхсоставен и состоит из духа, души и плоти. Душа оживотворяет плоть и более печётся о плотском и земном, хотя и служит мостом между телом и духом.
«Дух, – говорит епископ Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой.»
Кто же он, человек душевный, который не может принять того, что от Духа Божия? Чтобы понять это обратимся к его антиподам. К ним, например, смело можно отнести святых апостолов Петра и Павла, достигших с помощью Божьей вершин духа мало кому покорившихся, но к которым должен стремиться каждый христианин.
Никто из нынешних верующих не дерзнёт поставить себя на одну ступень духовности с первоверховными апостолами, так как каждый из нас в глубине сердца осознаёт, что душевное в нём преобладает над духовным.
Вопрос в том, в какой степени душевность преобладает над духом, затрудняя или вовсе заглушая связь человека с Богом? В крайнем своём проявлении душевность может иметь такую силу, что чадо человеческое перестаёт признавать своего Отца Небесного, отрекаясь и от своего происхождения, и от своего наследия.
Примером тому могут служить два глубоко мною уважаемых и хорошо всем известных господина: Познер Владимир Владимирович и Вассерман Анатолий Александрович, позиционирующих себя в качестве убеждённых атеистов.
Господин Познер (фрагмент записи, начиная с 2 мин. 50 сек.), страдая чрезвычайной пытливостью ума, попытался во всей глубине познать ум Господень. Постичь его он, конечно, не смог, но осудить его не замедлил. И через это осуждение сделался непоколебимым атеистом.
Господин Вассерман (фрагмент записи, начиная с 1 мин. 15 сек.), вооружившись детским простодушием, объял Необъятного теоремами Гёделя о неполноте и доказал-таки, проказник, гипотезу о небытии Бога и с той поры безмятежно почивает на лаврах достижений научно-фантастической мысли.
При этом выдающегося эрудита и аналитика нисколько не смущает тот факт, что те же теоремы были успешно использованы и для решения обратной задачи, то есть доказательства существования Бога.
Таковы результаты игр антиразума двух незаурядных даровитых личностей.
Они, оба, милы и приятны в общении, эрудированны, являются прекрасными собеседниками, улыбчивы и снисходительны к собратьям своим по разуму, из категории простых граждан, невыносимо страдающих под гнётом религиозного сознания. Одним словом, господа Познер и Вассерман – весьма душевные люди.
Вот и пришло время ответить на основной вопрос публикации: «Опасно ли читать Библию?»
Уверен, что полезно и неопасно, если применять на практике нескольких простых правил:
- всегда помнить о коварстве и лживости антиразума;
- при малейших признаках замутнения сознания, наведённого антиразумом, отвлечься от чтения текста Библии и прочитать молитву святителя Иоанна Златоуста, употребляемую перед чтением Священного Писания;
- встретив трудное место в Библии, найти его объяснение в толкованиях книг Библии, авторами которых являются люди духовные. Они не дадут нам пасть под натиском антиразума;
- вопреки предостережениям некоторых «шибко православных» граждан не опасаться читать Библию в интернете. При этом заранее подготавливаем две вкладки: одну для текста Библии, другую для толкования.
Можно обойтись и одной вкладкой, если воспользоваться сервисом, предоставляемым сайтом http://bible.optina.ru. Сайт даёт возможность, находясь на любой странице текста Писания, перейти от текста к его толкованию с любого стиха любой книги. При этом вы получите доступ к толкованиям нескольких авторов. Как это работает, показано с помощью двух гиперссылок: «Писание» и «Толкование».
Успехов в изучении Библии.
(Все фотографии и иллюстрации взяты из открытых источников.)
Предлагаю вашему вниманию другие публикации канала на тему религии.
Откуда в наше время взялось столько верующих, включая президента?
Три самых опасных друга В.В.П. ...
Уважаемые читатели, если статья понравилась вам, прошу:
поставить «лайк» и подписаться на канал;
поделиться статьёй с теми, кому данная публикация пойдёт на пользу! Спаси и сохрани вас Господь Бог!