Найти тему
А.И. Алёхин

Про Якова Абрамовича Хаскина

Я уже писал, как вузы в 1950-х годах соревновались между собой в сфере художественной самодеятельности. Вузовские профсоюзы оплачивали ставки руководителя хора и костюмера. В Красноярском пединституте на этих должностях работали супруги Хаскины Яков Абрамович и Лидия Алексеевна.

Хаскин Яков Абрамович
Хаскин Яков Абрамович

Я тогда был студентом этого вуза. В нём преобладал женский пол. Тогда вообще перспективы высшего образования для школьниц определялись через формулу "пед-мед-замуж". Поэтому по сравнению с другими вузами наш хор заведомо проигрывал из-за недостатка мужских голосов. И чтобы хоть как-то решить проблему, на филологическом факультете всех студентов мужского пола просто обязали в хоре участвовать.

И вот здесь наступает момент истины. Я должен признаться в страшном пороке: я полностью лишён музыкального слуха. В семье у нас все пели, особенно мама. Сын и внук у меня успешно окончили музыкальные школы. Сам я люблю слушать музыку, был постоянным посетителем симфонических концертов, и фанатичным коллекционером музыкальных грамзаписей. Но петь? Однако, делать нечего - обязали, так обязали.

Дело кончилось тем, что однажды после репетиции подзывает меня к себе Яков Абрамович и проникновенно так говорит: - Слушай, твой рост и шевелюра совершенно необходимы в хоре, и поёшь ты очень старательно, но, пожалуйста, сделай так, чтобы твоего голоса совсем не было слышно. Иначе мы всегда будем на последнем месте.

Вы знаете, это даже не было обидно, поскольку я никогда не обольщался относительно своих певческих способностей, хотя у меня был красивый баритон, и музыкальный редактор нашего радиокомитета, как раз в это время уговаривал меня перейти на заочное обучение, а днём работать диктором на радиостудии.

И уже много позже, коллекционируя грамзаписи, я обнаружил знакомое имя на пластинках Вадима Козина, Тамары Церетели. Оказывается, Яков Абрамович был достаточно заметной и самостоятельной фигурой в истории советской эстрадной музыки.

Муз.Я.Хаскина,сл.В.Крахта. Возврата нет. Исп. Аркадий Погодин

Вот что рассказывает его сын Генрих Яковлевич:

" Для меня эстрада началась с мое­го отца. Мой отец - это советский композитор – Яков Абрамович Хаскин (1904 - 1968). Он начал свою карьеру в 1929-м году, когда пришла повестка на службу. Никто не знал для чего имен­но. Но, потом выяснилось, что вызвали служить в образцовый оркестр НКВД. Без специального образования, само­родка, взяли за аккордеон. Позже из оркестра по нелепой истории его уво­лили. За что не понятно - как-то по­садили в Бутырку, и, как-то выпусти­ли. А после службы он развернулся в московских джазовых оркестрах Якова Скоморовского и Александра Варламо­ва, а потом и сам стал художественным руководителем собственного Танго-ансамбля. А все благодаря сотрудниче­ству с такими звездами эстрады, как: Изабелла Юрьева (Весенняя песенка) и Вадим Козин (Осень). Так он прорабо­тал до Великой Отечественной, а в 41-м году отправился добровольцем на во­йну. На фронте он прошел до Берлина, именно при переходе границы возникла необходимость регистрации эстрадного коллектива для гастролей за рубежом, куда вошел и мой отец. Первые свои произведения он начал писать в 40-е годы. Однажды в 46-м году приехал он в Красноярск с концертной программой в рамках гастрольной программы, да так тут и остался. Он встретил Лидию Алексеевну - мою маму, и эта встре­ча закончилась свадьбой. Нас в семье было четверо: папа-Яков, мама-Лидия, я - Генрих и брат-Владимир (бард). По­том отец стал гастролировать по всему Красноярскому краю и Дальнему Вос­току".

Я.Хаскин, сл. А.Ждановича. Над Енисеем. Исп. Евгений Балданов

В моём воспоминании я хотел бы сказать особо о Лидии Алексеевне. Она была костюмером и сама очень неплохо шила. С ней позднее особенно сдружилась моя жена. И весь её гардероб был результатом их совместного творчества с Лидией Алексеевной. И помню случаи, когда на лекциях моей жены студентки (особенно заочницы), не столько конспектировали лекцию, сколько срисовывали костюмчик лектора.