В России займутся разработкой механизма ареста и конфискации цифровых валют. Предложения по этим вопросам должны подготовить МВД и другие силовые структуры, в числе которых Генеральная прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и др. Как пишет РБК со ссылкой на источник, срок - до 31 декабря 2021 года.
Также эту информацию подтвердил представитель компании по кибербезопасности Group-IB, отметив, что данная мера (арест и конфискация) обсуждается вместе с другими предложениями по борьбе с преступлениями в сфере IT.
Член экспертного совета Госдумы Никита Куликов считает, что к криптовалютам должна применяться обычная практика изъятия имущества.
Руководитель практики уголовного и административного права НЮС «Амулекс» Алена Зеленовская, в свою очередь, отмечает, что растущее количество преступлений с использованием виртуальных активов и незащищенность частных лиц вынуждает разрабатывать механизмы правового регулирования и контроля за оборотом криптовалют.
Важно помнить, что для регулирования криптовалют нужно для начала определить их правовой статус. Но формулировки, присутствующие в законопроекте «О цифровых финансовых активах», не позволяют это сделать, говорит Куликов.
Пока что механизм конфискации довольно расплывчатый, считают эксперты.
Если следовать логике действующего законодательства, то арест виртуальных активов с целью их конфискации смогут проводить по решению суда сотрудники СК, следователи ОВД или сотрудники ФСБ. Но у них могут возникнуть сложности с доступом к криптокошельку и с доказательством, что этот кошелек принадлежит конкретному лицу.
Чтобы конфисковать средства, находящиеся на криптобирже, госорганы в теории могут написать ей официальный запрос с требованием заблокировать активы нужного клиента. Но исполнит эти требования не каждая площадка, а только та, которая признает полномочия российских правоохранительных органов.
Также возникает вопрос с хранением изъятой криптовалюты из-за ее волатильности.
«Для этих целей могут создать государственную криптобиржу и крипторубль с устойчивым курсом, в котором будут хранить изъятые средства», — предполагает Куликов.