Найти тему
Назад в прошлое

Чудеса средневековых соборов

Оглавление

В век небоскребов и высотных зданий почти невозможно увидеть всю грандиозность Кентерберийского собора. Но даже с точки зрения XXI века, трудно не удивляться огромным размерам и масштабам массивного каменного сооружения, возвышающегося над городом.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/08/05/22/39/library-411057_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/08/05/22/39/library-411057_1280.jpg

История собора впечатляет, начиная с 597 г. н.э. с приходом первого архиепископа, Святого Августина, посланного папой Григорием Великим, чтобы привести христианство в Англию. Маленькие остатки оригинального собора, который находится под нефом ( вытянутое помещение ) нынешнего здания, или Нормандского собора, построенного его 35 архиепископом Ланфранком после норманнского завоевания, до сих пор сохранились.

Собор, который мы можем наблюдать сегодня, представляет собой совокупность результатов 900 лет строительных работ, проводимых с интервалами с 1070 года.

Посетители и паломники могли попасть на территорию собора через Врата Христова Церкви, через огромные дубовые ворота 17 века. Внутри распологаются толстые каменные стены. Свет проникает сквозь более чем 1200 квадратных метров витражей, через огромные окна собора. Посетители отправлялись по так называемым "паломническим ступеням" в восточную, самую святую часть собора. Место бывшей святыни святого Фомы Бекета, архиепископа, жестоко убитого 29 декабря 1170 года в северо-западной части собора ныне известное как "мученичество". Даже каменные ступени, изношенные миллионами паломников и посетителей, поднявшиеся на них за последние 1000 лет, могли рассказать свою историю.

С нуля

Средневековый период ознаменовал начало новой эры и вместе с ней чувство огромного энтузиазма и желания отразить Божью славу через величественные, красивые здания, возвышающиеся над небом.

Кентербери - типичный пример больших готических соборов, которые строились в Европе в течение 12 века, как отражение этого нового религиозного мировоззрения. Работы начались в 1135 году, по проекту аббата Шугера, самого раннего покровителя готического архитектурного стиля.

Создание таких огромных зданий потребовало времени, денег и много квалифицированных рабочих, большая часть из которых не прожили долго и не смогли закончить строительство собора.

Длительность строительства собора продолжалась около 100 лет. Примерно с 12 века церковь стала давать индульгенции. Это способ сократить время пребывания души в чистилище перед тем, как попасть на небо.

Среди строителей были были как мастера-ремесленники, так и неквалифицированные рабочие . Многие из них ездили из собора в собор, делясь своим опытом в строительстве по всей Европе.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/08/15/18/11/weber-houses-1596067_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/08/15/18/11/weber-houses-1596067_1280.jpg

Одним из первых известных по имени архитекторов собора был Вильгельм Сенский, призванный работать над Кентерберийским собором в 1175 году, и которому была поручена задача по восстановлению и расширению восточной части после пожара 1174 года. Вильгельм не дожил до конца своей работы. Он получил серьезные травмы и был вынужден вернуться во Францию, где впоследствии скончался. Но за его идеями последовала его преемник, архитектор и каменщик Вильгельм Англичанин.

Здоровая конкуренция

Многие средневековые соборы так и не были полностью достроены. Большинство сохранившихся до наших дней соборов представляют собой результаты нескольких сотен лет строительных работ.

Часто проводился ремонт, из-за стихийных бедствий, таких как землетрясение, повредившее большую часть собора Уэлллса в 1248 году. Чаще всего работы по восстановлению рассматривались как возможность расширить и перепланировать конкретные участки здания.

Средневековый период ознаменовался огромным увеличением числа людей, совершающих паломничество к соборам и святыням. Именно денежные пожертвования и пожертвования приезжих паломников помогли финансировать реконструкцию средневековых соборов.

До 1170 года святой Катберт, чья святыня находится в Даремовом соборе, был самым популярным святым в Англии.

Но смерть и канонизация Беккета привели к огромному увеличению паломничества в Кентербери - настолько, что Дарем был вынужден найти новые способы заманить паломников назад, завершив строительство часовни девяти алтарей в ее восточной части (рядом со святыней Каттера) примерно в 1290 году, чтобы увеличить пространство внутри собора.

Частично в ответ на конкуренцию, предложенную Даремом, и после пожара 1174 года, Кентербери построил свою великолепную часовню для размещения самой ценной реликвии собора - короны черепа Беккета.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/04/22/08/church-1645414_1280.j
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/04/22/08/church-1645414_1280.j

Опыт паломничества

С точки зрения паломника, чем больше святых связано с собором, тем больше вероятность того, что их молитвы будут услышаны.

Сегодняшние соборы воспринимаются как торжественные, тихие и священные места, но в средневековый период неф (центральная часть) был местом общения. Там собрались люди, проводили бартер, спали и отдыхали.

Самые священные предметы, связанные с культом Беккета, находились в восточной части собора. Паломники проходили через различные, закрытые ворота собора, следуя заданному маршруту, до самого святого и священного места - его святыни, где они могли совершать жертвоприношения и молиться.

В Кентербери паломники могли купить оловянные колбы святой воды, смешанной с кровью Томаса Бекета, собранной из его раны.

Несмотря на несколько попыток их уничтожения, многие британские соборы сохранились. Наблюдая за посетителями, проходящими через ворота Кентерберийского собора, склоняясь к вершине знаменитой колокольни Гарри, становится ясно, что современные соборы не так уж и далеки от своих средневековых собратьев.