Ирбитский музей мотоциклов действительно единственный в стране музей мототехники, имеющий статус государственного. Вообще провинциальный Ирбит весьма интересен, я расскажу вам и о других интересных местах в городе. А сегодня о музее, в котором, что ни экземпляр - то легенда!
И первый экземпляр - БМВ Р-71 1940 года выпуска, ставший прототипом М72. Это единственный сохранившийся из 5 экземпляров, прибывших в Москву.
История Ирбитского завода начинается с 1942 года, когда в уральский городок были эвакуированы мощности московского мотоциклетного вместе с конструкторским бюро. М-72 (создан на основе БМВ Р-71) выпускался в Москве, Горьком, Ирбите и чуть позже в Киеве. В 1955 году появился гражданский вариант, однако хозяева этих мотоциклов обязаны были поставить технику на учет в военкомате.
М-62, именно эта модель получила слово "Урал" в маркировке. Это самый известный бренд за годы существования завода.
Дальнейшие разработки завода имели в своем арсенале что-нибудь необычное: подключаемый привод на коляску, передние и задние гидравлические тормоза, верхнеклапанный двигатель.
Вещь штучная. Спецзаказ Юрия Никулина для байкерского номера московского цирка на Цветном бульваре. Кстати, видите модель фургончика на стенде сзади? Это не случайно. Ирбитский мотоциклетный завод тесно сотрудничал с НАМИ (это такой институт в Москве по разработке необычных машин для населения, народного хозяйства и оборонной промышленности) по выпуску автотехники. Предположу даже, что были основными подрядчиками.
"Акула". Также эксклюзивная штука. Собрана, правда, в г.Чайковском. Движок ирбитский 1000-кубовый от экспериментальной модели М-73.
Одни из лучших представителей зарубежной мототехники. Англичанин и итальянец - послевоенные, японец (а это "Хонда") более поздний, 70-х лет.
Нашивка ирбитских байкеров.
Байкерские "вояжеры". Малосерийное производство Ирбитского завода. На последнем, попроще на вид, синеньком в 1993 году был установлен рекордный пробег без остановки - 25 505 км.
Спортивные модели для шоссейно-кольцевых гонок очень необычны на внешний вид. Такие мотоциклы выпускались очень малыми партиями для лучших гонщиков страны. "Стрела-1" 1969 года выпуска.
Целая стена посвящена наградам ирбитским гонщиков. Такая коллекция, принадлежащая одному спортсмену, не единственная.
Помимо того, что Ирбит город мотоциклов, это еще и город искусства. В дальней ших моих рассказах убедитесь почему. А пока просто посмотрите на одну из детских работ в фойе музея.
Публикация подготовлена на основе материала в моем ЖЖ.
Еще о Среднем Урале на моем канале:
Красивое и необычное на Среднем Урале. Липовский карьер