Найти в Дзене

Поговорим об экспозиции

Оглавление

Экспозиция – это часть художественной книги. Она не всегда в ней присутствует, но, на мой взгляд, с ней всё же лучше, чем без неё. Особенно если речь идёт о фантастике, фэнтези или историческом романе.

Суть экспозиции в литературе

Если перевести этот термин, то получается «выставление напоказ» или «представление». По сути же, экспозиция – это характеристика условий, в которых происходят события, разворачивается сюжет, существуют герои. К экспозиции относится и предыстория событий, и описание мира, и какие-то специфические для понимания сюжета вещи.

От пролога экспозиция отличается тем, что пролог – это элемент сюжета, рассказывающий о каком-то событии, действии персонажей, это своего рода небольшой рассказ со своей фабулой, героями и т. д. Тогда как в экспозиции доминирует именно описательный момент. Поэтому в последнее время многие книги эту часть утрачивают, а авторы не хотят слишком углубляться в описания. А не слишком у них не получается.

Виды экспозиции

В зависимости от замысла автора и от особенностей сюжета экспозиция может размещаться в разных частях текста.

Прямая экспозиция

Находится в начале текста, часто совпадает с прологом или составляет его часть. Такая экспозиция необходима, если требуется рассказать о предыстории сюжета. Однако это и самый «опасный» для повествования вид представления событий, так как он нередко бывает затянут, вызывает скуку и желание закрыть книгу, которая кажется нудной. Это в XIX веке А. Дюма и Майн Рид могли позволить себе многостраничные экспозиции, а их читатели долгими вечерами у камина смаковали изысканные описания. А сейчас любителей подобных описаний мало. Время такое, что его не хочется тратить на многочасовое вхождение в сюжет.

Но прямая экспозиция может быть и очень краткой, например: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря» или ещё короче: «Посадил дед репку».

"Читающая женщина". Художник Поль Бартель.
"Читающая женщина". Художник Поль Бартель.

Задержанная экспозиция

На мой взгляд, это самый лучший вид экспозиции. Она как бы рассредоточена по всему тексту, по крайней мере, по его первой половине. Автор выдаёт информацию дозировано, вплетая её в сюжет, диалоги персонажей, воспоминания героев и т. д.

Преимущества задержанной экспозиции не только в том, что она не даёт читателю заскучать, но и в том, что она позволяет автору сохранять интригу, тайну, тем самым поддерживая интерес читателя. Зачем сразу рассказывать, что главный герой, путешествующий по стране как наёмник, на самом деле лишённый наследства сын герцога. Лучше подержать читателя (и других персонажей) в неведении и выбрать подходящий момент для раскрытия тайны.

Но этот вид экспозиции не только самый интересный, но и самый сложный для автора, так как требует внимательности и искусства манёвра. Ну и литературного таланта, конечно.

Задержанная экспозиция представлена, например, в книге Ш. Бронтэ «Джен Эйр». В течение всей книги героиня и читатели вместе с ней постепенно раскрывают тайну прошлого мистера Рочестера. Хотя прямая экспозиция в книге тоже имеется – как же без неё в романе XIX века.

Из современных произведений интересная задержанная экспозиция в цикле А. Пехова «Страж», где мы постепенно знакомимся и с предысторией событий, и с самим героем, и с прошлым его странных спутников.

"Молодой человек читает при свечах". Художник Маттиас Стом Караваджо.
"Молодой человек читает при свечах". Художник Маттиас Стом Караваджо.

Обратная экспозиция

Это приём, когда предыстория повествования рассказывается автором в конце книги. Встречается обратная экспозиция редко, особенно в современной литературе, разве что в детективах. Там бывает, когда после раскрытия преступления рассказывается его предыстория и истинные причины, побудившие преступника совершить, например, убийство. И не исключено, что рассказ об этом превращает преступника в жертву.

А ещё классический пример обратной экспозиции представлен в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», когда автор рассказывает о тех факторах, которые повлияли на формирование характера Чичикова. Но и прямая экспозиция в «Мёртвых душах» тоже есть. Как же иначе, XIX век – это век пространных предисловий.

Девушка с книгой была, молодой человек тоже, а это кот. Просто кот. Сам по себе произведение искусства.
Девушка с книгой была, молодой человек тоже, а это кот. Просто кот. Сам по себе произведение искусства.

Правила экспозиции

Самая распространённая ошибка экспозиции – многословие. Берите пример со сказки «Репка». И есть несколько правил, которые должен соблюдать автор, решивший дополнить своё произведение экспозицией.

  • Автору необходимо детально знать свой мир и истории героев. Чувство единства с миром и сюжетом, испытываемое автором, должно передаться читателю.
  • Не увлекаться. Читателю необязательно знать всё о мире и герое, что есть в голове у автора. Хоть бывает, придумав яркий, живой мир, писателю сложно удержаться от его детального описания. Но этого не делать. Во-первых, читатель заскучает, во-вторых, нужно оставить простор и для его воображения.
  • Если речь идёт о прямой экспозиции, то надо сделать её яркой, увлекательной, позаботиться о живом «сочном» языке.

Но все же, не стоит забывать, что экспозиция необязательный компонент произведения. И лучше уж совсем без неё, чем затянутое или не к месту скучное описание.

На этом сегодня всё. Ненадолго расстаюсь с вами. Надеюсь, вы не скучали, всё же тема не слишком "хайповая".

Интересно, что статьи о грамматических ошибках набирают больше всего дочиток и комментариев, а я их писать зареклась – слишком много снисходительного и презрительного негатива.

Возможно, вам будут также интересны статьи:

"Зачем пролог в книге"

"Триггеры в художественном тексте"

"От пролога к эпилогу: 7 этапов развития сюжета"