Мальчиков порадовало появление домов вдоль берега, они ожидали увидеть широкие окна, которые обеспечат максимальную вентиляцию, а также позволят незнакомым людям заглянуть внутрь, не утруждая себя входом. Но, наоборот, они обнаружили, что окна были в целом узкими и немногочисленными, и жители довольствовались отсутствием вентиляции, проводя значительную часть своего времени на балконе.
Крыши были покрыты красной черепицей по испанской манере, и доктор заметил, что испанцы на Филиппинах, как голландцы на Яве и англичане в Индии, принесли с собой многие из своих обычаев при переселении на восток планеты.
Они проехали мимо баржи с товарами с одного из судов на якоре на рейде; ее передвигали люди длинными столбами, которые они закрепили на дне реки по типу "стационарных столбов", ранее используемых на некоторых из рек Америки. К каждой стороне баржи была прикреплена широкая доска непосредственно над уровнем воды, и по этой доске двое мужчин шли, толкаясь к прочно закрепленным столбам. Баржа была неуклюжей, с крышей из листьев пандана, сплетенных и уложенных в секции, так что ее можно было поднять для получения груза. В кормовой части баржи стоял широкий руль, а штурман стоял под навесом, так что он был достаточно защищен от лучей тропического солнца.
В реке было много местных ремесленных судов и несколько иностранных буровых установок, но все последние были небольшого тоннажа и, очевидно, использовались в береговой службе на островах. Лодка с тремя пассажирами была доставлена на таможню, где был досмотрен багаж, и, когда было установлено, что на ней нет ничего, подлежащего проверке, она была допущена к проходу. После чего путешественники были вольны искать гостиницу, и они не теряли времени на это.
В Маниле не так много туристов, и поэтому количество мест в отеле ограничено; есть только два заведения, достойных такого названия, и даже они далеко не равны претенциозным гостиницам в Мадриде и Севилье. Фрэнк заметил, что они будут довольны, если у них будет крыша, чтобы укрыть их, и достаточно еды; Фред указал на большую дыру над кроватью, где было снято несколько черепиц, и предположил, что в самом начале укрытие было не очень обнадеживающим. Внимание владельца гостиницы было привлечено к дыре в потолке, и он спокойно заметил, что сезон дождей закончился, и дыра не причинит вреда.
Отель находился не в собственно Маниле, а в пригороде - Бидондо, где проживает большинство иностранцев и где ведется большая часть торговли. Он находится на северном берегу Пасига, и те, кто там живет, привыкли считать себя более влиятельными, чем жители, живущие на противоположной стороне реки. В задней части Бидондо есть несколько приятных деревень и частных домов, и некоторые из них оборудованы с большой долей роскоши.
Мальчики подумали, что дома не такие комфортные, как в Сингапуре и Батавии, и доктор сказал им, что Манила дороже, чем любой из названных ими городов, и, следовательно, такая же сумма денег принесет меньше необходимых вещей или предметов роскоши для жизни. Те, у кого была только фиксированная заработная плата, на которую можно было положиться, часто сталкивались с трудностями в достижении обеих целей; и даже торговцы были вынуждены заниматься хозяйственной деятельностью в большем объеме, чем они хотели.
Дома, как правило, были двухэтажными, но первый этаж редко был заселен из-за постоянно поднимающейся с земли влаги. Обычно он использовался в качестве конюшни, и поэтому обитатели верхнего этажа без дополнительной платы могли наслаждаться разнообразными запахами.
У Доктора Бронсона было письмо к одному джентльмену, проживающему в Маниле, и как только компания устроилась в гостинице, он отправился его доставить. Во время его отсутствия мальчики прогулялись по окрестностям и пересекли мост, ведущий к самому городу, на южном берегу Пасига.