Изучая период 20-30 годов, я смотрю в том числе и сохранившиеся фильмы тех лет. Кино 20-х у нас вообще terra incognita, и там много любопытного. Интересно вот что: несмотря на антирелигиозную пропаганду тех лет, если в фильме действие происходит в Москве, в кадре как символ города чаще всего возникает Храм Христа Спасителя.
Аэросъемка 1924 г. в фильме "Папиросница от Моссельпрома". Сам фильм - комедия с Игорем Ильинским и очаровательной Юлией Солнцевой. У Ильинского есть фильмы и получше, но в плане съемок Москвы в ранние советские годы лента очень интересна.
Кадры из фильма "Папиросница от Моссельпрома", снятые недалеко от Храма Христа Спасителя.
В том же 1924 году выходит фильм "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков". Странно, что цензура не прицепилась к авторам фильма из-за некоторых эпизодов, которые, в общем, можно трактовать как не самые лестные для названной в заглавии страны. Жанр фильма - трюковая комедия.
Так как трюки тогда делали сами исполнители, этот трюк должен был исполнять Борис Барнет, но он потерял сознание, сорвался и повис на страховочном тросе. Трюк вместо него сделал для повторной съемки Владимир Фогель, исполнитель другой роли.
Интересный вид на ХХС с дымящими на заднем плане трубами завода. "Необычайные приключения...", 1924.
Кадр из фильма "Третья Мещанская", он же "Любовь втроем" (1927). Хотя в фильме герой работает на реставрации фасада Большого театра (и с этим связаны некоторые эпизоды), авторы все равно сочли, что нужно показать ХХС как некий символ Москвы. Большой театр в фильмах 20-х мелькает периодически, храм Василия Блаженного - реже, Кремль почему-то довольно редко.
Другой герой фильма ухитряется прокатиться с героиней на самолете, и - вот еще одна аэросъемка. Качество пленки - уж какое есть, но тут вообще надо радоваться, что фильм сохранился: его обругал Маяковский, и не только он, за показ типа мещанской жизни.
Документальный фильм "Москва 1927" полон разных интересных съемок - можно видеть не только ХХС, но и Красные ворота, например, а также улицы, сохранившуюся дореволюционную рекламу на стене одного из домов на Тверской и т.д.
Красные ворота в фильме "Москва 1927". Учитывая дату их сноса это, вероятно, была последняя их съемка.
Кадр из фильма "Москва 1927".
"В большом городе", 1927. Хотя фильм снят не московской студией (кинофабрикой, как тогда говорили), именно Москва имеется в виду. Вид на ХХС из какого-то ресторана, который герои по ходу действия посещают.
И "Дом на Трубной" Бориса Барнета, 1928. Кадр потрясающий (и в какой-то мере пророческий). "Дом на Трубной" - как бы комедия, а на самом деле сатира на советский коммунальный быт и советские порядки. Самый поразительный эпизод - когда приехавшая из деревни героиня попадает на демонстрацию, весело идет со всеми, кричит лозунги, и вдруг демонстрация заканчивается, все расходятся, и она остается одна. Очень жаль, что Барнету не удалось развернуться во всю мощь своего таланта - режиссер он был замечательный.
Через три года храм взорвут, и писатель Михаил Пришвин запишет в дневнике:
"15 декабря 1931 г. Зворыкин рассказывал, что храм Христа Спасителя взорвали, и осталась груда камней, а на прежней высоте креста в воздухе вьется много птиц, бывших жителей храма, и как будто все надеются, что явится опять их насиженное место. На этом месте должны воздвигнуть величайшее и красивейшее здание Совета". Повтор слова место - место в двух соседних фразах выдает волнение писателя.
Но дворец Советов так и не был построен.