Дорогой читатель, здравствуй! Как ты мог заметить, мы часто рассказываем тебе о словах и выражениях, которые корнями уходят в античный мир. Их знание позволяет разнообразить лексикон и, возможно, даже прослыть эрудированным собеседником.
Конечно, всего на свете знать невозможно, и нет предела совершенству, но ничто не должно нас останавливать в саморазвитии, поэтому сегодня ты узнаешь о трёх интересных афоризмах. Какие-то факты о них известны практически каждому, а какие-то могут стать приятным открытием.
«Человек человеку волк» (лат. «Homo homini lupus est»)
— Homo homini lupus est, — ответил Широков, — вот смысл его слов. К сожалению, он совершенно прав.
«Каллисто». Георгий Мартынов.
Пожалуй, многие наши читатели знают один из принципов «Морального кодекса строителя коммунизма»: «человек человеку — друг, товарищ и брат». Но тем не менее, наверняка, вам знакома также знаменитая поговорка — «человек человеку волк».
Знают об этом выражение многие, но пташки шепчут, что далеко не каждый подозревает о «возрасте» афоризма. И это не удивительно, так как фраза настолько популярна, что стала «родной».
«Возможно, а меня вот никак не убедишь отдать, тебя не зная, деньги. Волк человеку человек, тем боле незнакомый» — «Ослы». Тит Макций Плавт.
Но на самом деле, впервые она была использована римским комедиографом Плавтом (ок. 254 до н. э., — 184 до н. э.) в произведении «Ослы».
«Тевтонская ярость» (лат. «Furor Teutonicus»)
«Видели первыми здесь мы набеги сенонов и кимвров, Марса ливийского гнев и яростный натиск тевтонов, — сколько бы раз на Рим ни падали судеб удары, здесь — дорога всех войн!» — «Фарсалия». Марк Анней Лукан.
В конце II века до нашей эры Римская республика была атакована германскими племенами кимвров и тевтонов. После ряда поражений захватчики были разгромлены войсками Гая Мария при Аквах-Секстиевых.
Несмотря на провал вторжения германских племён, их свирепость и воинский дух стали нарицательными, а выражение «тевтонская ярость» можно повстречать и по сей день.
«<…> гораздо большее мужество требовалось для того, чтобы молча принять смерть, а не устроить напоследок кровавую бойню в подражание классическим образцам тевтонской ярости» — «Земля обетованная». Эрих Мария Ремарк.
«С яйца» (лат. «Ab ovo»)
Выражение «с яйца» знакомо нам из произведений древнеримского поэта Горация. Означает оно ничто иное, как «начать с самого начала». Употребляется же данная фраза по-разному.
— А сам распоется — с яиц и до яблок только и слышишь: «О Вакх» то высоким напевом, то низким, басом густым, подобным четвертой струне тетрахорда. «Сатиры». Гораций.
«С яиц до яблок» (лат. «Ab ovo usque ad mala») — «от начала и до конца», а более буквально — от начала и до конца трапезы. «Начинать с яиц Леды» — так с усмешкой или недовольством можно сказать о чрезмерно затянувшемся вступлении.
Как известно многим, Елена Прекрасная была «виновницей» Троянской войны. А согласно мифам, родилась она из яйца, которое снесла Леда после союза с Зевсом в облике лебедя.
«Он не начнет Диомедов возврат с Мелеагоровой смерти, ни Троянской войны с двух яиц, порождения Леды» — «Наука поэзии». Гораций.
Дорогой читатель, если ты хочешь чтобы мы продолжили рассказывать о любопытных крылатых выражениях, то обязательно подписывайся и ставь палец вверх! Ещё мы публикуем материалы в Telegram (@antike) и во ВКонтакте. Если есть возможность и желание, то нас можно поддержать материально.
Читать другие материалы: 5 привычных нам слов, которые пришли из древности // «Прокрустово ложе» — что за адский агрегат лежит в основе необычного афоризма? // Античный эквивалент выражения «И на старуху бывает проруха»