Это пост-исследование, поэтому будет много цитат. А цитаты нужны т.к. тема острая. Без них – цитат – члены фан-клубов Ахматовой и Раневской набрасываются на меня с пеной у рта и бьются в истериках.
Итак, поехали.
Купил я книгу Владимира Забродина "Эйзенштейен: кино, власть и женщины" (Изд. "НЛО"). А там письма подруги Эйзенштейна - Елизаветы Телешевой к нему из Ленинграда.
Цитирую стр. 277: " Раневская оказалась моей соседкой. Странная она - и страшная и жалкая. Ко мне она очень мила, приносит мне простоквашу, а вчера принесла какого-то соснового порошка и насыпала мне в ванну, требуя, чтобы я сейчас же при ней полезла в ванную, так как испытаю полное удовольствие от этого порошка".
Летом 1936 Центральный театр Советской армии выехал на гастроли в Ленинград. Елизавета Телешева ставила в театре спектакль "Васса Железнова", а Фаина Раневская играла в нем главную роль.
Похоже на тот момент Телешева еще кое о чем не догадывалась.
Цитирую далее. Стр. 279:" Сегодня одна старуха уборщица вела со мной интимный разговор о своей жизни и сказала такую фразу: "Я к себе уже 30 лет мужского полку не подпускаю" - правда, это очень хорошо сказано - мы с Раневской в экстазе".
Великолепно написано, если знать специфику Раневской.
В 1936 году Раневской 40, а Елизавете Телешевой 43. Внешне она была гранд дама. Совсем скоро она станет гражданской женой Энзенштейна.
Идем далее. Вот, что Елизавета пишет из Ленинграда в письме от 14.06.36: "Раневская что-то плоха, падает в обмороки, но я думаю, что много притворяется. Она меня очень утомляет и почти не оставляет одну...".
Кто-то скажет:
- Ну не факт, что Раневская иных взглядов на семейные ценности.
Не спорю. Намеки, в общем, косвенные. Но идем к мемуарам Лидии Чуковской.
Человек она авторитетный в кругах либеральной интеллигенции. Подчеркиваю это для тех, кто не в курсе.
Согласно мемуарам Чуковской, “за возможность помочь Ахматовой в быту и поухаживать за ней во время болезни, велась целая борьба. Основное соперничество было между Раневской и Беньяш. Победу одержала Фаина Раневская, похоже, что у нее с Ахматовой возникли любовно-романические отношения.”
(Л. Чуковская.Из «Ташкентских тетрадей // Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. В 3-х Т. М., 1997. Т. 1. С. 343-515.)
Ахматовой в 1941 - 52 года, а Раневской - 45 лет.
Но и это не все. Вот Дневники Софьи Островской ( 1902-1983 ). Она была дочерью миллионера времен Николая II. Не уехала из Советской России, работала в Ленинграде переводчицей с французского и английского. Познакомилась с Ахматовой во время войны, придя на вечер ее поэзии.
В 1945 Островской 43 года.
17.07.1945, вторник.⠀
"Целый день у меня Ахматова. Пьём без конца водку, салат из крабов,стихи,музыка,обед - бреды. Хороша и тревожна,когда выпьет. Явные л.... настроения, которые я упорно - вторично - не замечаю."
22.09.1946
"Ахматова задерживает меня до 4-х утра, пьяна, одинокая женщина. Еще раз: ..... Я делаю вид, что близорука во всем. Брезгливо мне, любопытно и странно. Обнажает свои....вздыхает, целует меня в губы острыми жалящими губами - так, видно, целовала любовников. Тороплюсь уйти. Что ж мне с нею делать, в конце концов?!"
Это уже явно описание чего-то большего чем.... Согласитесь.
21 декабря, пятница. 1946 г
"...думает, вероятно, что я - л.... И идет ко мне , пьяная, тревожными путями андрогина, не уверенного в своей дороге. А мне и странно, и смешно, и отвратно. Я не л...., дорогая."
1946. Июль-август.
"Четверги: д-р Рейтц. Часто Ахматова. Считает её последней от матриархата. Может быть. Я-то в этом не уверена. Женская её жизнь несчастливая, мужчина от неё всегда уходит....Рядом с нею патологическая.........климактерической Раневской, с которой как-то (после водки) шляюсь по городу после дождя. Рядом с нею "странная" коммунистка Ольга Бергольц....Рядом с нею официальные л.... Беньяш и Слепян с роскошной квартирой и туманными заработками."
(Беньяш - та самая из Ташкента).
(С.К.Островская 'ДНЕВНИК", Издательство НЛО, 2013 г.)
Ну, что, дорогие мои критики, кидайте в меня тапочками. Однако, думаю, что не будь Раневская "в теме" не получили бы мы сборники её смачных афоризмов, кои лежат во всех книжных магазинах.
Не будь Ахматова с бисексуальными наклонностями, вряд ли, имели бы мы ее шедевральные стихи и поэмы. Бытиё, дорогие мои, определяет сознание!
Статьи по теме: