Герой нашей сегодняшней статьи Пьер Огюст Ренуар был единственным великим художником, который не написал за всю свою жизнь ни одной печальной картины. Давайте проведем несколько минут в путешествии по его шедевру "Бал в Мулен де ла Галетт" и подзарядимся энергией солнечного дня, осенью это так необходимо. Итак, давайте посмотрим на картину...
Представьте себе эту сцену, как будто мы находимся прямо там. Солнечный, прекрасный денёк, в Мулен де ла Галетт как обычно не протолкнуться. Жизнь бьет ключом: танцы, вино, вкусные закуски. Пьер Огюст Ренуар стоит с мольбертом где-то рядом, как местная достопримечательность и пишет свой шедевр. Он пришел на вечеринку с кистями, красками, холстом и мольбертом.
Мы с вами погружаемся во 2-ю половину XIX века, когда Париж начал стремительно меняться. Именно тогда, в 1860-е годы, умер старый город и родился новый. Недавно закончилась Франко-прусская война, люди устали страдать, устали ждать лучшей жизни, они хотели быть счастливыми прямо сейчас и прямо здесь. И именно в это время в Париже открываются новые питейно-увеселительные заведения. Они становятся очень популярными, теперь туда ходят не только Буржуа, но и рабочий класс. У рабочих было не много денег, но им тоже хотелось перезагрузиться после тяжелых трудовых будней. Ничего подобного раньше в Париже не было, никогда рабочий класс не развлекался в центре города. Этой атмосферой невозможно было не заразиться и это именно то, что Ренуару удалось так феерически передать в картине "Бал в Мулен де ла Галетт".
Ресторан Мулен де ла Галетт находился в старой мельнице, а танцевальный зал располагался в деревянном сарае, который выкрашен в ярко-зелёный цвет. В хорошую погоду все гости выходили танцевать во двор, там по кругу стояли лавки и столы.
В 1876 году Ренуар снимал на Монмартре студию. Вдохновившись атмосферой ресторанчика, художник решил писать. Он работал над данным полотном всё лето, приходил на танцпол к 3 дня и удалялся после 6, такая долгая работа очень не характерна для импрессионистов, даже если мы посмотрим на структуру мазка, то поймем, насколько спешил художник, он боялся, что свет и тень изменят своё положение, поэтому пытался ухватить их как можно быстрее, но действо все равно растянулось на 3 месяца.
Только представьте что наблюдал Ренуар: залитая солнечным светом танцплощадка; пары кружатся в танце; компашки болтают и выпивают; девушки томно посматривают на кавалеров. Никто прежде не писал на пленэре такую многофигурную картину. У Ренуара было множество помощников при написании работы. Его друзья и художники, которые тусовались около мельницы, все активно участвовали в этом проекте. Знакомившись с девушками, они приводили их в ресторан, танцевали и позировали вместе, разрешаю Ренуара всё это писать.
Если мы внимательно посмотрим на картину, то заметим, что подробно прописаны всего пару лиц персонажей, а остальные очень схематичны...
Только представьте как же было сложно написать такую композицию, не заставишь же всех приходить каждый день в один и тот же ресторан, в одних и тех же нарядах и отплясывать, а вот у друзей вполне можно было попросить о такой услуге. Благодаря биографу Ренуара, Жоржу Ревьера, мы можем узнать некоторых участников бала.
Давайте посмотрим в центр композиции. Мы видим яркую пару, Марго и высокого мужчину в цилиндре.
Если Марго была простой натурщицей для многих полотен Ренуара, то её партнер, кубинский живописец испанского происхождения Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас. Ренуар знал, какое впечатление произведёт работа, если соединить вместе сдержанного и воспитанного Дона с бесшабашной Марго, ведь она и есть тот самый рабочий класс (Марго работала швеёй), который недавно вошёл в тусовку. До импрессионистов работяг изображали на картинах угрюмыми и потрепанными, но всё изменилось. Бал Ренуара это праздник, где нет бедных и богатых, все равны. Если присмотреть, то в каждом уголке картины происходит какое-то действие. Кто-то танцует, смеётся, а вот месье заказывает уже пятый бокал вина...Разглядывать можно бесконечно...
Кажется, что если ты отвернешься на секунду, изображение изменится, именно этого и добивался Ренуар, он хотел передать атмосферу праздника, удовольствия, движения толпы и лицо современного Парижа.
Премьерный показ полотна состоялся в 1877 году. Картина провисела своё время на выставке и осталась абсолютно никем не замеченной. Работу заметили лишь 20 лет спустя, когда другие любители Монмартра такие как Пикассо и Тулуз Лотрек начали создавать вариации на тему Бала. Сегодня это одна из самых известных и дорогих картин в мире. А ресторанчик Le Moulin de la galette сейчас очень респектабельное заведение, его сегодняшний внешний вид вы можете посмотреть ниже...