Найти тему

Малоизвестные факты о Зимней войне - танки

Этой осенью исполняется 80 лет с начала Советско-финской (Зимней) войны 1939-40 годов. Несмотря на ее огромное значение и размах боевых действий, советская историография предпочитала не слишком афишировать факты об этой войне перед широкой публикой. Причины понятны. Война была развязана Советским Союзом, который в официальной истории преподносился как жертва агрессии других стран, но не как агрессор. А из-за просчетов руководства Красная армия в этой войне понесла гигантские потери, совершенно не сопоставимые с реальным соотношением сил армий Финляндии и СССР. Долго замалчиваемые факты о той войне и ее уроки тем более интересны.

Советская Россия, пострадавшая от масштабной гражданской войны, сильно отстала от европейских держав, в том числе в сфере современной военной техники. Это отставание было быстро преодолено путем приобретения и копирования лучших на тот момент образцов бронетехники из таких стран, как Великобритания и США. К началу Зимней войны СССР стал крупной танковой державой. В 1930-е годы в стране ежегодно изготавливалось около 3000 танков (почти столько же было произведено в Германии в 1934-40 годах). Танки отлично показали свою эффективность во время раздела Польши между гитлеровской Германией и сталинским СССР в сентябре 1939 года. Советское руководство решило повторить этот успех при захвате Финляндии.

Удары Красной армии во время наступления на Финляндию были направлены вдоль всей границы этой страны с СССР. Это соответствует главной задаче войны – захват всей Финляндии, а не просто передвижение границы дальше от Ленинграда.
Удары Красной армии во время наступления на Финляндию были направлены вдоль всей границы этой страны с СССР. Это соответствует главной задаче войны – захват всей Финляндии, а не просто передвижение границы дальше от Ленинграда.

Официальной причиной нападения СССР на эту северную страну называлось желание Сталина отодвинуть государственную границу от Ленинграда. На самом деле, планировалась полная аннексия Финляндии, как в случае с прибалтийскими республиками. С этой целью незадолго до Зимней войны в составе Советского Союза была создана Карело-Финская ССР, которая должна была объединиться с захваченной Финляндией. После провала это плана Карелию вновь понизили в статусе.

Реконструкция позиции финской артиллерии. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).
Реконструкция позиции финской артиллерии. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).

Согласно исследованию Максима Коломийца, опубликованному в России в 1997 году, к началу Зимней войны в распоряжении Красной армии у границ Финляндии имелось порядка 6540 танков. Общие потери танков советской стороной во время Зимней войны оцениваются примерно в 3180 машин. Причем больше трети (1275 единиц) пришлось на потери из-за технических неисправностей. Из боевых потерь наибольшая доля (955 танков) приходится на машины, уничтоженные артиллерийским огнем финнов.

Финский бронепоезд, составленный из броневагонов, захваченных белыми финнами у красных. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора)
Финский бронепоезд, составленный из броневагонов, захваченных белыми финнами у красных. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора)

Основную часть вооружения армии Финляндии к началу Зимней войны составляла техника, которую большевистская Россия поставляла во время гражданской войны красным финнам и которая была у них захвачена белыми финнами. В частности, речь шла о бронепоездах, получивших на свои борта в качестве обозначения финскую свастику.

В начале Зимней войны один из финских бронепоездов вызвал панику среди самих финнов своим появлением в районе города Сортавала на северном берегу Ладожского озера. Финны решили, что это прорвавшиеся советские танки.
В начале Зимней войны один из финских бронепоездов вызвал панику среди самих финнов своим появлением в районе города Сортавала на северном берегу Ладожского озера. Финны решили, что это прорвавшиеся советские танки.

Свастика использовалась как отличительный знак финских самолетов еще с 1918 года. Ее применяли также на броневиках, захваченных белофиннами у красных в гражданскую войну на территории бывшей Российской империи (известна в Финляндии как Освободительная война), на бронепоездах в Зимнюю войну и во время Второй мировой войны. Если в советской и пост-советской историографии боевые действия во время Второй мировой войны называют Великой Отечественной войной (ВОВ), то финны свое участие в мировом конфликте именуют Война-продолжение.

С августа 1945 года свастика заменена на опознавательный знак в виде сине-белого круга, который используется и поныне.
С августа 1945 года свастика заменена на опознавательный знак в виде сине-белого круга, который используется и поныне.

Однако у Финляндии была не только трофейная техника. Еще в 1919 году страна приобрела у Франции 32 танка Рено FT модели 1917 года. Пара таких танков были переданы в 1920 году армии белого генерала Юденича при его наступлении из Эстонии на Петроград.

-7

Один из таких танков, захваченный в 1919 году красными у белых в Одессе, был доставлен Ленину и взят за основу первого собственного танка Советской России, который был готов к 1922 году.

МС-1 - первый советский серийный танк, созданный на базе французского Рено и выпускавшийся на ленинградском заводе «Большевик». Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
МС-1 - первый советский серийный танк, созданный на базе французского Рено и выпускавшийся на ленинградском заводе «Большевик». Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).

К началу Зимней войны эти танки безнадежно устарели и использовались финнами как неподвижные огневые точки. Они были зарыты на Карельском перешейке и в большинстве были захвачены советскими войсками, не успев сделать ни одного выстрела.

Танк типа М выпускался на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде и активно использовался в боях гражданской войны. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
Танк типа М выпускался на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде и активно использовался в боях гражданской войны. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).

Интересно, что еще в 1930-х годах Советский Союз и Финляндия приобретали и тестировали одни и те же модели бронетехники. Так, в 1930 году СССР приобрел у Великобритании 26 танков Викерс-Карден-Лойд Марк VI с лицензией на их изготовление: танк был запущен в массовое производство в 1931 году под названием Т-27. Финляндия в 1933 году также приобрела 4 танка Викерс-Карден-лойд, но после испытаний больших закупок этой модели не делала. Во время Зимней войны финны захватывали танки Т-27, но не использовали их из-за недостатков конструкции.

-10

В 1936-39 годах из Великобританию в Финляндию поступило 26 танков Викерс-Армстронг 6 тонн, тип Е (им были аналогичны советские танки Т-26, которые широко захватывались финнами у советских войск во время Зимней войны). Рота таких танков в феврале 1940 года участвовала в контратаке в Хонканиеми к юго-востоку от Выборга. Из-за неполадок в атаке смогли принять участие только 5 танков, причем все были уничтожены Красной армией. 37-мм пушка, установленная на танке Викерс-Армстронг 6 тонн, тип Е, пробивала броню самых распространенных в Зимнюю войну советских танков – Т-26 и БТ, но не могла справиться с усиленной броней танков Т-28 и Т-35.

-11

В 1930 году СССР приобрел у Великобритании 15 танков Викерс-Армстронг 6 тонн, тип Е с лицензией на их изготовление: танк был запущен в массовое производство в 1931 году под названием Т-26.

-12

До 1940 года преимущественно ленинградскими предприятиями было выпущено около 13000 таких танков. Это был основной тип танков Красной армии в Зимнюю войну. Финны захватили и использовали вплоть до 1961 года 114 таких танков.

-13
Танки Викерс и Т-26. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).
Танки Викерс и Т-26. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).

На базе Т-26 выпускались огнеметные танки: ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133.

Огнеметный танк на базе Т-26. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
Огнеметный танк на базе Т-26. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
-16
-17

Бронеавтомобили, захваченные финнами у Красной армии в Зимнюю войну, также долгое время использовались в Финляндии - вплоть до 1957 года. В том числе они применялись финнами во время так называемой Войны-продолжения.

-18

В 1930 году СССР приобрел у США 2 танка инженера Уолтера Кристи и лицензию на их производство. Кристи изготовил всего 9 таких машин, причем армия США после их испытаний на вооружение так и не приняла. Зато в Советском Союзе они положили начало целой серии быстроходных танков (БТ), которая в конечном счете привела к созданию легендарного Т-34. Танк Кристи имел независимую амортизацию на каждом колесе и мог передвигаться как на катках, так и на гусеницах. В 1931-40 годах в Харькове было выпущено более 7800 танков БТ различных модификаций.

Танк БТ-2. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
Танк БТ-2. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).

Во время Зимней и Второй мировой войн финны захватывали советские танки БТ в таких же огромных количествах, как и Т-26. В Финляндии их называли Кристи или Кристина (а Т-26 – соответственно Викерс). БТ-5, помимо финского фронта, использовались во время гражданской войны в Испании, в боях на реке Халхин-Гол и пр.

Танк БТ-5. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
Танк БТ-5. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).

Несмотря на быстроходность, конструкция американского инженера имела свои недостатки: гусеницы легко соскальзывали, а без них танк мог передвигаться только по хорошим дорогам.

-21

Основным тяжелым танком Красной армии в период Зимней войны был Т-28, изготовленный в 1933-1940 годах в количестве более 500 единиц на Кировском заводе в Ленинграде.

Танк Т-28. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).
Танк Т-28. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).

Созданная на основе английского танка Медиум Марк II, эта трехбашенная модель имела электропривод башни, электрическую вытяжку для удаления пороховых газов, радио и телефон для внутренней связи. Как и пятибашенный Т-35 (выпускался небольшими партиями в Харькове в 1933-39 годах), Т-28 использовался на Карельском перешейке для прорыва линии Маннергейма.

Танк Т-28 на финском фронте.
Танк Т-28 на финском фронте.

По данным, опубликованным в России в 1990 году, во время Зимней войны финны уничтожили почти 100 танков Т-28. Эти машины использовались Красной армией и во Вторую мировую войну и также иногда доставались финнам в качестве трофеев – всего захвачено 7 таких машин.

Танк Т-35. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).
Танк Т-35. Танковый музей в Кубинке неподалеку от г. Москва (Россия). (Фото автора).

Самый известный случай – захват финнами под Сумма танка Т-28, который стал известен как почтовый вагон: в нем было найдено много открыток и фронтовых посылок солдатам Красной армии.

-25

Как финнам с их скудными материальными и человеческими ресурсами удавалось громить целые танковые дивизии победоносной Красной армии, которая только что завоевала половину Польши? Здесь сыграл роль целый комплекс факторов, среди которых и суровые климатические условия, и недооценка советской стороной финского патриотизма, и недостаточный уровень подготовки к Зимней войне.

-26

Колонны советской бронетехники и автотранспорта двигались по узким лесным дорогам и очень легко попадали в западню: достаточно было подбить первую и последнюю машины или просто перегородить дорогу завалом из деревьев. В 1979-89 годах такую тактику активно применяли афганцы против колонн советской техники в глубоких ущельях. В результате образовывались «котлы» - крупные скопления войск, попавшие в окружение. У финнов они известны как motti. Один из крупнейших котлов образовался в январе 1940 года районе Леметти, к северо-западу от города Питкяранта, на северо-восточном побережье Ладожского озера.

Один из крупнейших «котлов» (мотти) в ходе Зимней войны возник в районе Леметти недалеко от Питкяранты.
Один из крупнейших «котлов» (мотти) в ходе Зимней войны возник в районе Леметти недалеко от Питкяранты.

Зажатыми между непроходимыми болотами и лесами оказались сотни советских танков, бронеавтомобилей и грузовиков, в которых Красная армия самонадеянно везла не теплые вещи и продукты, а пропагандистскую литературу для финских пролетариев. Несмотря на призывы сдаться, красноармейцы упорствовали и зачастую погибали от холода и морозов, в то время как окружившие их финны сменялись, уходя греться в заранее подготовленные теплые землянки.

Советские танки БТ в котле в районе Леметти, выстроенные в круговую оборону.
Советские танки БТ в котле в районе Леметти, выстроенные в круговую оборону.
Реконструкция финского блиндажа-полуземлянки для отдыха в условиях Зимней войны. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).
Реконструкция финского блиндажа-полуземлянки для отдыха в условиях Зимней войны. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).

Советским частям оставалось только организовывать круговую оборону, используя танки как неподвижные огневые точки, так как топливо для них быстро заканчивалось. Понятно, что в таких условиях советские танки представляли собой отличные мишени для финской артиллерии. Кроме того, финны в темноте подбирались близко к ним и поджигали коктейлями Молотова.

-30

Северо-восточное побережье Ладожского озера в наши дни. (Фото автора).

В период после Второй мировой войны Финляндия подверглась всеохватному влиянию со стороны СССР, так что даже возник ставший нарицательным термин "финляндизация". Страна не только не вступила в блок НАТО, но и многие годы активно закупала советскую бронетехнику.

Учебный образец советского танка Т-54, использовавшийся финскими танкистами. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).
Учебный образец советского танка Т-54, использовавшийся финскими танкистами. Танковый музей в Пароле неподалеку от г. Хямеенлинна (Финляндия). (Фото автора).

В заметке использованы факты и иллюстрации из книги «The Winter war. The Russo-Finnish War of 1939-40», William R. Trotter (Aurum, 2003), а также из путеводителя по Танковому музею в Пароле (Ilves-Paino, 2010, перевод с финского на русский – А. Жербин) и личные фото автора.

(Продолжение следует).

Обзор экспозиции Танкового музея в Пароле смотрите здесь.

О командующем ВДВ - генерале Маргелове, участнике Зимней войны читайте здесь.

Об одном из важнейших для истории Испании эпизодов гражданской войны читайте здесь.

О советской военной базе на мысе Ханко (Гангут), появившейся в результате Зимней войны, читайте здесь.

О бывшей крупнейшей на Балтике базе российского флота у современного Хельсинки - Суоменлинна читайте здесь и здесь.

О противостоянии итальянских фашистов и югославских антифашистов читайте здесь.