Этой осенью исполняется 80 лет с начала Советско-финской (Зимней) войны 1939-40 годов. Несмотря на ее огромное значение и размах боевых действий, советская историография предпочитала не слишком афишировать факты об этой войне перед широкой публикой. Причины понятны. Война была развязана Советским Союзом, который в официальной истории преподносился как жертва агрессии других стран, но не как агрессор. А из-за просчетов руководства Красная армия в этой войне понесла гигантские потери, совершенно не сопоставимые с реальным соотношением сил армий Финляндии и СССР. Долго замалчиваемые факты о той войне и ее уроки тем более интересны.
Советская Россия, пострадавшая от масштабной гражданской войны, сильно отстала от европейских держав, в том числе в сфере современной военной техники. Это отставание было быстро преодолено путем приобретения и копирования лучших на тот момент образцов бронетехники из таких стран, как Великобритания и США. К началу Зимней войны СССР стал крупной танковой державой. В 1930-е годы в стране ежегодно изготавливалось около 3000 танков (почти столько же было произведено в Германии в 1934-40 годах). Танки отлично показали свою эффективность во время раздела Польши между гитлеровской Германией и сталинским СССР в сентябре 1939 года. Советское руководство решило повторить этот успех при захвате Финляндии.
Официальной причиной нападения СССР на эту северную страну называлось желание Сталина отодвинуть государственную границу от Ленинграда. На самом деле, планировалась полная аннексия Финляндии, как в случае с прибалтийскими республиками. С этой целью незадолго до Зимней войны в составе Советского Союза была создана Карело-Финская ССР, которая должна была объединиться с захваченной Финляндией. После провала это плана Карелию вновь понизили в статусе.
Согласно исследованию Максима Коломийца, опубликованному в России в 1997 году, к началу Зимней войны в распоряжении Красной армии у границ Финляндии имелось порядка 6540 танков. Общие потери танков советской стороной во время Зимней войны оцениваются примерно в 3180 машин. Причем больше трети (1275 единиц) пришлось на потери из-за технических неисправностей. Из боевых потерь наибольшая доля (955 танков) приходится на машины, уничтоженные артиллерийским огнем финнов.
Основную часть вооружения армии Финляндии к началу Зимней войны составляла техника, которую большевистская Россия поставляла во время гражданской войны красным финнам и которая была у них захвачена белыми финнами. В частности, речь шла о бронепоездах, получивших на свои борта в качестве обозначения финскую свастику.
Свастика использовалась как отличительный знак финских самолетов еще с 1918 года. Ее применяли также на броневиках, захваченных белофиннами у красных в гражданскую войну на территории бывшей Российской империи (известна в Финляндии как Освободительная война), на бронепоездах в Зимнюю войну и во время Второй мировой войны. Если в советской и пост-советской историографии боевые действия во время Второй мировой войны называют Великой Отечественной войной (ВОВ), то финны свое участие в мировом конфликте именуют Война-продолжение.
Однако у Финляндии была не только трофейная техника. Еще в 1919 году страна приобрела у Франции 32 танка Рено FT модели 1917 года. Пара таких танков были переданы в 1920 году армии белого генерала Юденича при его наступлении из Эстонии на Петроград.
Один из таких танков, захваченный в 1919 году красными у белых в Одессе, был доставлен Ленину и взят за основу первого собственного танка Советской России, который был готов к 1922 году.
К началу Зимней войны эти танки безнадежно устарели и использовались финнами как неподвижные огневые точки. Они были зарыты на Карельском перешейке и в большинстве были захвачены советскими войсками, не успев сделать ни одного выстрела.
Интересно, что еще в 1930-х годах Советский Союз и Финляндия приобретали и тестировали одни и те же модели бронетехники. Так, в 1930 году СССР приобрел у Великобритании 26 танков Викерс-Карден-Лойд Марк VI с лицензией на их изготовление: танк был запущен в массовое производство в 1931 году под названием Т-27. Финляндия в 1933 году также приобрела 4 танка Викерс-Карден-лойд, но после испытаний больших закупок этой модели не делала. Во время Зимней войны финны захватывали танки Т-27, но не использовали их из-за недостатков конструкции.
В 1936-39 годах из Великобританию в Финляндию поступило 26 танков Викерс-Армстронг 6 тонн, тип Е (им были аналогичны советские танки Т-26, которые широко захватывались финнами у советских войск во время Зимней войны). Рота таких танков в феврале 1940 года участвовала в контратаке в Хонканиеми к юго-востоку от Выборга. Из-за неполадок в атаке смогли принять участие только 5 танков, причем все были уничтожены Красной армией. 37-мм пушка, установленная на танке Викерс-Армстронг 6 тонн, тип Е, пробивала броню самых распространенных в Зимнюю войну советских танков – Т-26 и БТ, но не могла справиться с усиленной броней танков Т-28 и Т-35.
В 1930 году СССР приобрел у Великобритании 15 танков Викерс-Армстронг 6 тонн, тип Е с лицензией на их изготовление: танк был запущен в массовое производство в 1931 году под названием Т-26.
До 1940 года преимущественно ленинградскими предприятиями было выпущено около 13000 таких танков. Это был основной тип танков Красной армии в Зимнюю войну. Финны захватили и использовали вплоть до 1961 года 114 таких танков.
На базе Т-26 выпускались огнеметные танки: ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133.
Бронеавтомобили, захваченные финнами у Красной армии в Зимнюю войну, также долгое время использовались в Финляндии - вплоть до 1957 года. В том числе они применялись финнами во время так называемой Войны-продолжения.
В 1930 году СССР приобрел у США 2 танка инженера Уолтера Кристи и лицензию на их производство. Кристи изготовил всего 9 таких машин, причем армия США после их испытаний на вооружение так и не приняла. Зато в Советском Союзе они положили начало целой серии быстроходных танков (БТ), которая в конечном счете привела к созданию легендарного Т-34. Танк Кристи имел независимую амортизацию на каждом колесе и мог передвигаться как на катках, так и на гусеницах. В 1931-40 годах в Харькове было выпущено более 7800 танков БТ различных модификаций.
Во время Зимней и Второй мировой войн финны захватывали советские танки БТ в таких же огромных количествах, как и Т-26. В Финляндии их называли Кристи или Кристина (а Т-26 – соответственно Викерс). БТ-5, помимо финского фронта, использовались во время гражданской войны в Испании, в боях на реке Халхин-Гол и пр.
Несмотря на быстроходность, конструкция американского инженера имела свои недостатки: гусеницы легко соскальзывали, а без них танк мог передвигаться только по хорошим дорогам.
Основным тяжелым танком Красной армии в период Зимней войны был Т-28, изготовленный в 1933-1940 годах в количестве более 500 единиц на Кировском заводе в Ленинграде.
Созданная на основе английского танка Медиум Марк II, эта трехбашенная модель имела электропривод башни, электрическую вытяжку для удаления пороховых газов, радио и телефон для внутренней связи. Как и пятибашенный Т-35 (выпускался небольшими партиями в Харькове в 1933-39 годах), Т-28 использовался на Карельском перешейке для прорыва линии Маннергейма.
По данным, опубликованным в России в 1990 году, во время Зимней войны финны уничтожили почти 100 танков Т-28. Эти машины использовались Красной армией и во Вторую мировую войну и также иногда доставались финнам в качестве трофеев – всего захвачено 7 таких машин.
Самый известный случай – захват финнами под Сумма танка Т-28, который стал известен как почтовый вагон: в нем было найдено много открыток и фронтовых посылок солдатам Красной армии.
Как финнам с их скудными материальными и человеческими ресурсами удавалось громить целые танковые дивизии победоносной Красной армии, которая только что завоевала половину Польши? Здесь сыграл роль целый комплекс факторов, среди которых и суровые климатические условия, и недооценка советской стороной финского патриотизма, и недостаточный уровень подготовки к Зимней войне.
Колонны советской бронетехники и автотранспорта двигались по узким лесным дорогам и очень легко попадали в западню: достаточно было подбить первую и последнюю машины или просто перегородить дорогу завалом из деревьев. В 1979-89 годах такую тактику активно применяли афганцы против колонн советской техники в глубоких ущельях. В результате образовывались «котлы» - крупные скопления войск, попавшие в окружение. У финнов они известны как motti. Один из крупнейших котлов образовался в январе 1940 года районе Леметти, к северо-западу от города Питкяранта, на северо-восточном побережье Ладожского озера.
Зажатыми между непроходимыми болотами и лесами оказались сотни советских танков, бронеавтомобилей и грузовиков, в которых Красная армия самонадеянно везла не теплые вещи и продукты, а пропагандистскую литературу для финских пролетариев. Несмотря на призывы сдаться, красноармейцы упорствовали и зачастую погибали от холода и морозов, в то время как окружившие их финны сменялись, уходя греться в заранее подготовленные теплые землянки.
Советским частям оставалось только организовывать круговую оборону, используя танки как неподвижные огневые точки, так как топливо для них быстро заканчивалось. Понятно, что в таких условиях советские танки представляли собой отличные мишени для финской артиллерии. Кроме того, финны в темноте подбирались близко к ним и поджигали коктейлями Молотова.
Северо-восточное побережье Ладожского озера в наши дни. (Фото автора).
В период после Второй мировой войны Финляндия подверглась всеохватному влиянию со стороны СССР, так что даже возник ставший нарицательным термин "финляндизация". Страна не только не вступила в блок НАТО, но и многие годы активно закупала советскую бронетехнику.
В заметке использованы факты и иллюстрации из книги «The Winter war. The Russo-Finnish War of 1939-40», William R. Trotter (Aurum, 2003), а также из путеводителя по Танковому музею в Пароле (Ilves-Paino, 2010, перевод с финского на русский – А. Жербин) и личные фото автора.
(Продолжение следует).
Обзор экспозиции Танкового музея в Пароле смотрите здесь.
О командующем ВДВ - генерале Маргелове, участнике Зимней войны читайте здесь.
Об одном из важнейших для истории Испании эпизодов гражданской войны читайте здесь.
О советской военной базе на мысе Ханко (Гангут), появившейся в результате Зимней войны, читайте здесь.
О бывшей крупнейшей на Балтике базе российского флота у современного Хельсинки - Суоменлинна читайте здесь и здесь.
О противостоянии итальянских фашистов и югославских антифашистов читайте здесь.