Добро пожаловать в мир безудержной страсти, браков без любви и супружеских измен
Мое самое близкое знакомство с русским музыкальным фольклором произошло на Чистых прудах. Мы слушали уличных музыкантов, и в перерыве между песнями, один из них - весьма нетрезвый - подсел ко мне, положил руку на плечо и, почти шепча в ухо, стал рассказывать о том, как играл в ансамбле у Людмилы Зыкиной. По его словам, она была строгая, но справедливая руководительница. Многое могла понять и простить, но пьянство у нее в коллективе каралось жестко.
С тех пор я к русскому фольклору как-то не притрагивался (и она, слава богу, ко мне тоже), однако, подбирая очередной трек к "музыкальной недельке", я обнаружил вот это - "Я в среду на базар выходила" (или попросту "Куделька") в исполнении Надежды Плевицкой.
Очень необычная и даже неожиданная песня. Слог, ритм, манера - все было не таким, как ожидаешь услышать в русской народной. Конечно, там были и традиционные "завывания", и устаревшая лексика, и разудалая веселость, но это было, во-первых, органично и, во-вторых, ну совсем по-другому, чем, например, в "Валенках".
Однако больше всего удивляло то, о чем пелось и как естественно это пелось. Лирика в "Кудельке", с точки зрения современной морали, мягко говоря, неоднозначная:
"я домой пришла середита
всех детушек перебила
всех детушек перебила
а кудельку под лавку зашурила..."
Далее - нарастающие разнос и прокрастинация, потому что:
"в понедельник я милого встречала
во вторник его жарко целовала
эх милый мой Ямеля
пройдёт с тобой так вся неделя"
На самом деле, у Плевицкой много песен на откровенные темы: о сексе, о насильственном браке, о женском пьянстве и т.д. Что, разумеется, абсолютно нормально для действительно народной песни. Высокоинтеллектуальных и моралфажнеческих стопоров у народного творчества ведь нет или их крайне мало. Что вижу, о том и пою. В результате, все получается предельно реалистично.
Несколько примеров:
1. Золотым кольцом сковали.
Девушку против ее воли выдали замуж, но она, не будь дурой, завела себе любовника, который ее:
"... всё ласкал,
Крепко-крепко целовал,
Уж и так, уж и сяк,
Уж и эдак и вот так"
2. Белилицы, румяницы вы мои
Хитрый сюжет:
В отсутствие мужа женщина пошла к соседу в гости, где, будучи в полной боевой раскраске, подавала холостому выпивку, а тот - сволочь этакая - мало того, что "стакан меду принимал", так еще ее походку нахваливал и "сударушкой при народе называл". Теперь женщина ждет от мужа взбучки.
Вот кто тут прав, кто виноват? Не разберешь.
Интересно, что эта песня сильно понравилась не кому-нибудь, а самому Сергею Рахманинову - в 1926 году они с Плевицкой вместе записали ее. Пробирает до дристен костей.
3. Я по бережку похаживала
Еще одна темноватая история:
Сначала девушка наплакалась, но неясно о чем, а после пошла домой. По пути ей повстречался "удалой молодец", стал с ней заигрывать, в частности, хватать за лицо (дец, какой затейник). На что она ему:
не делай так,
"мое личико разгарчивато
разгорится не уймется
приду домой догадаются
с чего лицо разгорается
либо с мёду либо с зелена вина
во хмелю у ней болит голова".
4. Лень (Плевицкая)
Ну, это прям о хиппи, битниках и прочих героях молодежной революции:
"Ах, ты, лень, моя лень.
Я готова спать весь день."...
Чтобы ночью с милым, да по соловьям. Точнее, на мельницу и...
"Ах, любовию своей
распотешим всех чертей,
даже ведьма удивится,
что на мельнице творится."
Чем-то мне это все напоминает фильмы Альмодовара с его неприкрытым натурализмом, а еще - "Леди Макбет Мценского уезда", где так же спокойно, но не отстраненно рассказывается о жутких вещах. Наверное для современной экранизации Лескова - Плевицкая была бы самое то.
Помимо русских народных, есть у Плевицкой и несколько "озорных" песен авторского сочинения. Одна из них - "Вино, любовь есть наслажденье". Вернее, - "Вино, любов..." (без мягкого знака), как это звучит у Плевицкой. Вот какой там припев:
"Когда люблю,
то без ума
Когда я пью,
мне трынь-трава!
Когда я пью,
мне тр-р-рынь-трава".
Автором этого развеселого опуса, по одной из версий, является композитор со звучной фамилией Александр Чернявский-Цимбал. По другой, - сама Плевицкая.
Еще одна замечательная шуточная песня из репертуара Плевицкой - "Что ж ты, барин, щуришь глазки?" Ее написал Михаил Шишкин.
"Что ж ты, барин, щуришь глазки?
Крутишь гордо черный ус?
Подойди же без опаски -
Я давно к тебе уж рвусь!"
Раньше подобные "песни своей молодости" любили вдруг начинать петь бабушки своим внукам, к дикой радости последних и, обычно, к смущению их родителей.
Узнать биографию Надежды Плевицкой можно не только в Википедии, но и из первых уст - ее мемуары есть на сайте plevitskay.ru (оттуда, кстати, и фотография). Жизнь у нее была удивительной, хоть и печальной: из семьи набожных крестьян, но сбежала из монастыря, потому что "за высокой стеной, среди тихой молитвы копошится тёмный грех, укутанный, спрятанный" и подалась было в циркачки, однако мать запретила. Потом был знаменитый "Яр", дуэты с Шаляпиным, выступление перед царем, большие деньги, съемки в кино, эмиграция, роль символа "России, которую потеряли", а под конец - мерзкая история с советскими спецслужбами и похищением третьеразрядных политиков.