Когда ко мне приезжают в гости друзья (из России и из-за границы) я обязательно устраиваю для них экскурсию по Москве.
Среди прочих достопримечательностей знакомлю их и с Храмом Христа Спасителя.
И вот что меня всегда удивляло и интересовало. Почему в этом новоделе нельзя фотографировать.
Чем он отличается, скажем, от Морского Никольского собора в Кронштадте, который лично я нахожу более величественным и красивым. Понятно, что у них разное значение, да и назначение тоже.
Идея строительства храма-памятника, а именно таковым является Морской Никольский собор, возникла еще в начале XIX века. Строить его планировали на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви. Однако средств на строительство нового храма не нашлось. К идее строительства возвращались неоднократно, но окончательное решение было принято лишь в 1897 году, после подачи очередного прошения. Николай II разрешил открыть сбор пожертвований на постройку нового храма.
Местом строительства собора была выбрана Якорная площадь. Главный командир Кронштадтского порта, вице-адмирал Н.И.Казнаков, подававший прошение,так объяснил свой выбор: "Моя мысль состоит в том, чтобы этот храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься бескровная искупительная жертва, служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших славе родины".
Первым жертвователем нового собора, призвавшим последовать его примеру стал народно любимый молитвенник и проповедник Иоанн Кронштадтский.
Первый проект Морского собора был подготовлен еще в 1896 году инженером В.Шаверновским. Но он так и остался лишь проектом.Год спустя были объявлены два конкурса, но и они не принесли желаемого результата. И в 1900 году, Комитетом по сбору и хранению пожертвований был выбран исполнитель проекта - Василий Антонович Косяков - будущий директор Института гражданских инженеров. Предпочитавший русско-византийский стиль в храмовом строительстве, он решил взять за основу константинопольский Софийский собор. Проект В.А.Косякова можно назвать одним из лучших образцов русско- византийского стиля. Несмотря на то, что Косяков ездил в Стамбул, что бы в подробностях рассмотреть знаменитую Софию, кронштадтский храм не является простой копией. Со временем он превратился в символ отечественного зодчества.Уже в 1902 году было начато строительство храма: был вырыт котлован и начата закладка фундамента. Однако датой официальной закладки собора считается 8 мая 1903 года, когда на строительстве присутствовал Николай II. Освятить готовый храм планировали через два года. Однако, сначала события 1905 года, а затем и сложившаяся в России политическая и экономическая ситуации отодвинули эту дату.
Собор был построен к осени 1907 года, но необходимы были еще внутренние отделочные работы. Они тоже затянулись, так как для обработки используемых в оформлении полудрагоценных камней - яшмы, орлеца, ляпис-лазурита - требовалось время.
Лишь к 1912 году удалось закончить внутреннее оформление собора и установить мраморный иконостас. Освятили Морской Никольский собор в Кронштадте 10 июня 1913 года.
С самого начала собор планировался не только как главный Морской храм, но и как памятник погибшим русским морякам. Выстроенный в центре огромной площади небольшого Кронштадта, видимый издалека, он был и остается собором все русских моряков, независимо от того , где они живут и на каких морях служат.
В соборе собрано множество реликвий, связанных с историей флота. Они доставлялись сюда со всей России.
Уникальность храму придают размещенные на его стенах таблицы с именами всех погибших русских морских офицеров и многих простых моряков, начиная с 1695 года.
После революции 1917 года многие кронштадтские церкви были безжалостно уничтожены. Судьба Морского Никольского собора оказалась более счастливой - уничтожать его не решились, видимо понимая его архитектурное значение.
В 1929 году собор закрыли, а специальная комиссия приняла решение об устройстве в нем дома культуры и кинотеатра. Некоторые предметы церковной утвари попали в музеи, а книги, не взятые библиотеками, были сданы на макулатуру. Был уничтожен мраморный иконостас, смыта позолота орнамента, закрашена мозаика и росписи.
Из семнадцати колоколов на своем месте остался лишь самый большой - весом 1038 пудов - остальные были сброшены на землю.
Во время Великой Отечественной войны собор участвовал в боевых действиях. на его крыше был установлен наблюдательный и коррекционный пункт корабельной и береговой артиллерии Кронштадта.
Место куда попал один из снарядов, сохранено и прикрыто стеклом.
После войны собор отремонтировали и переустроили. Много лет храм функционировал как центр досуга Кронштадтской крепости.
В 1975 году Морской Никольский собор был официально признан памятником архитектуры, но правда местного значения.
Долгие годы он оставался концертной площадкой и лишь в 1995 году заговорили о передаче храма РПЦ и его реставрации. В том же году статус собора был повышен до памятника архитектуры федерального значения.
В 2002 году на центральный купол установили новый крест. Правда сделано это было со второй попытки, так как первый крест рухнул на землю.
В 2005 году храм был освящен и после десятилетий забвения в нем была отслужена первая литургия.
Реставрационные работы начались шесть лет спустя. Еще через два года, 28 мая 2013, почти через сто лет после первого освящения, состоялось великое освящение отреставрированного храма. Были очищены и восстановлены все дореволюционные росписи и мозаики, а там где это оказалось невозможным были созданы новые.
Абсолютно новым элементом в оформлении храма стала роспись плафона. До революции ее не существовало. Вероятнее всего плафон не успели расписать. В росписи центрального купола собора участвовало более двухсот человек. Христос-Вседержитель - частый сюжет в росписи центрального плафона.
Особенностью Морского собора является отсутствие разграничения пространства. Весь внутренний объем собора представляет собой единое пространство. За счет этого он выглядит необыкновенно просторным и очень светлым.
Кстати хорошее освещение является еще и следствием псевдовизантийского устройства собора. Все его сферические и полусферические купола прорезаны рядами окон.
Снаружи, каскады полукуполов, расходящиеся ступенями придают собору воздушность.
Еще одна уникальная особенность собора - использование морских мотивов в его оформлении.
Чугунные боковые двери украшены резными морскими чудовищами, светильники над входами выполнены в форме трехмачтовых кораблей.
Кронштадт сейчас - это район Санкт-Петербурга, соединенной дамбой с берегами Финского залива. И несмотря на то, что в Кронштадте немного достопримечательностей, посетить это место стоит.
Хотя бы для того, что бы увидеть величественный Морской Никольский собор, являющийся неотъемлемой частью нашей с вами истории.