Найти тему
Dmitry Zima

Гражданские поезда "стратегического назначения"

Страна у нас огромная, и по всей этой необъятной территории разбросаны многочисленные города и веси. До некоторых из них, зачастую, очень трудно добраться по нашим дорогам, другие находятся вдали от крупных городов, а бывает и вовсе дорог до таких населённых пунктов нет. Поэтому неудивительно, что возник вопрос об обеспечении жителей труднодоступных районов самым необходимым. Вот уже много лет существует "Северный завоз", а по деревням и сёлам ездят автолавки.

Обычно железную дорогу старались прокладывать так, чтобы она проходила рядом с близко расположенными населенными пунктами, да и сами деревни и посёлки часто вырастали там, где проходила железная магистраль. Поэтому подобие автолавок — вагоны-лавки, только уже в составе поездов, колесили между станциями и доставляли товары населению. Обычно такие вагоны не строились специально, а изготавливались на базе уже существующих. Переделке подвергались теплушки, багажные и пассажирские вагоны.

Вагон-лавка в дореволюционной России
Вагон-лавка в дореволюционной России

В СССР передвижные магазины были в подчинении ОРСов — отделов рабочего снабжения. Они занимались не только доставкой товаров народного потребления и хлеба, а также предоставляли различные услуги населению.

В 1985 г. общественно-конструкторская группа локомотивщиков Горьковского отделения дороги разработала и осуществила, проект переоборудования списанного моторного вагона ЭР9-1006 в продовольственный электровагон ЭВП-001. На вагоне сохранили все основное электрооборудование, по концам сделали кабины машиниста, а пассажирское помещение приспособили для перевозки и продажи продовольствия на станциях дороги.

Поезд добрых услуг

В 1986 году в челябинской области запустили целый поезд под названием "Поезд добрых услуг". На современный лад его можно было бы назвать торгово-развлекательным центром.

В состав поезда входили: продуктовый магазин, промтоварный магазин, магазин бытовых услуг, ресторан, поликлиника, вагоны-склады для товаров и вагоны для проживания персонала.

(Далее фотографии из коллекции Егора Казакова, ссылка на альбом)

Продуктовый вагон

Промтоварный вагон

Вагон бытовых услуг

Вагон-ресторан

Поликлиника

Здесь можно продлить себе жизнь путем своевременного медицинского осмотра и при этом не надо ехать за 100 км в Челябинск
Здесь можно продлить себе жизнь путем своевременного медицинского осмотра и при этом не надо ехать за 100 км в Челябинск

Стоянки у таких поездов могли составлять несколько часов. Всё зависело от размера населённого пункта и количества желающих получить услугу.

В наше время такого разнообразия вагонов-магазинов и торгово-бытовых поездов, к сожалению, нет. Ну а что, на них ведь РЖД много не заработает.

Еще несколько лет назад в Красноярском крае ходила двухвагонная электромотриса с продуктовым и промтоварным магазинами.

Так же по отдаленным станциям курсируют поезда-поликлиники. В таких поликлиниках люди могут пройти медицинскую диагностику, проконсультироваться у врача, в случае чего, получить направление в областной центр или получить лечение на месте.

Но это всё для обслуживания материальных потребностей, а людям нужно было еще что-нибудь для души. Еще в царской России появились вагоны-церкви. Уже в наше время эту традицию (строить вагоны-церкви) продолжили.

Для тех, кто не верует тоже были места, где можно было получить духовную пищу или просто отдохнуть душой

Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.