Найти в Дзене
Black Maria Кино

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ КИНОТЕАТРЫ?

Оглавление

Сложно однозначно обозначить дату появления первого кинотеатра, так как кинопрокат прошел длительную эволюционную цепочку, прежде чем приобрел форму привычных нам сегодня кинотеатров.

1. КИНО КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧУДО

1890-е годы – это время технической революции. Технические новинки изобретались и внедрялись практически во всех сферах жизнедеятельности. Телефон, радио, автомобили, фонографы покинули стены лабораторий и стали предметами купли-продажи. Сначала они были лишь игрушками избранного богатого меньшинства. Но со временем все технические новинки из эксклюзива превращаются в объект массового потребления. Это случилось и с кинооборудованием.

Можно сказать, что кинопрокат зародился благодаря Томасу Эдисону и его изобретению аппарата «кинетоскоп». Кинетоскоп представлял из себя аппарат, который на маленьком экране демонстрировал записанное на пленку изображение. Эдисон продавал эти аппараты богатым покупателям для частного пользования, но он также рассчитывал и на интерес массовой публики. 14 апреля 1894 года (США, Нью-Йорк, угол Бродвея и 27-й улицы) открылся первый салон «Кинетоскоп Парлор», где в два ряда стояло десять аппаратов, каждый аппарат демонстрировал ролик продолжительностью в три секунды, посмотреть их можно было заплатив 25 центов на входе.

-2

Просмотр проходил в индивидуальном порядке, так как картинка кинетоскопа не проецировалась на экран. Чтобы посмотреть фильм, нужно было нагнуться и одним глазом посмотреть в окуляр кинетоскопа.

Зрители были поражены возможностью смотреть на «движущиеся картинки». Такой аттракцион был чем-то абсолютно новым и неведомым. 

Эти салоны были широко распространены и приносили немалый доход до тех пор, пока их не сменил доступный массовому просмотру, проецируемый на большой экран, кинематограф.

2. КИНО КАК ЧАСТЬ ЭСТРАДНОЙ ПРОГРАММЫ

Семья Люмьер была одной из тех богатых семей, которая приобрела аппарат «кинетоскоп» для частного пользования. Братья Люмьер усовершенствовали кинетоскоп, снабдили его грейферным механизмом, позволяющим пленке плавно передвигаться. В результате их экспериментов появился аппарат, под названием «кинематограф». Он представлял собой небольшой деревянный ящичек, в задней стенке которого открывалась дверца. Поместив за ней источник света, съемочный аппарат превращался в проекционный.

28 декабря 1895 г. в «Гранд кафе» (Франция, Париж, Бульвар Капуцинок) состоялся первый публичный показ кинематографа, проецирующего фильмы на экран. Показ был платным. Продолжительность сеанса была 20 минут, показывались 10 фильмов длительностью в 1,5-2, а стоимость билета составляла один франк. В первый день у них было всего 33 посетителя. А уже через три недели после первых демонстраций фильмов ежедневная выручка составляла 2000-2500 франков.

Кинопоказы в «Гранд кафе» наглядно доказали наличие огромного интереса у публики к кинозрелищам. Кинематограф стал стремительно распространяться по всему миру. Первые годы кино было в равной мере ориентировано и на богатые и на бедные прослойки общества. Кинематограф, будучи громкой технической новинкой демонстрировался и царским семьям и массовой публике. Естественно, специализированных мест для кинопоказов не существовало

Первые киносеансы в основном устраивались в театрах, мюзик-холлах и водевилях как главная приманка эстрадной программы. То есть кинопоказ зачастую был не единственным мероприятием вечера, а лишь одной из составных частей театрально-танцевальной развлекательной программы.

-3

Кинопоказы устраивались не только в помещениях, но и во временно сооруженных, передвижных залах. В провинциях фильмы демонстрировали разъездные киномеханики в любых удобных для организации кинопросмотра местах: на территории ярмарок, балаганов, цирков.

В 1897 году произошло событие, которое в значительной степени повлияло на дальнейшую организацию кинопросмотров. Как и каждый год, в мае в Париже устраивался Благотворительный Базар, участие в котором принимали и аристократические семейства. В одном из уголков Базара был возведен временный кинозал. Так как электричество в то время еще не было повсеместным, для передвижных кинопроекторов использовались эфирные лампы. На одном из кинопоказов, лампа погасла и оператор, желая посмотреть, в чем дело, зажег спичку. В результате вспыхнул пожар, охвативший весь кинозал. Погибло более 120 человек, в их числе немало аристократов. Этот случай охладил интерес богатой прослойки зрителей к кинематографу. Вследствие этого, основным кинозрителем стала широкая, но небогатая публика (в основном рабочие, мелкие торговцы, служащие, ремесленники, в Америке – иммигранты).

Таким образом, киносеансы из технической новинки превратились в один из видов развлечений массовой публики. Кино не было самостоятельным. Кинопросмотры организовывали только в местах массового скопления людей, которые пришли посмотреть на разнообразные эстрадные номера – как в помещении, так и на улице. Одним из таких номеров и был кинопоказ.

3. КИНО КАК КИНО

С распространением кинематографа, увеличивалось число людей занимающихся киносъемками и организацией киносеансов. Параллельно эволюционировала содержательная сторона фильмов и их хронометраж. Стандартными стали фильмы длительностью 15-20 минут. Изменилось и отношение к кинопленкам – их перестали продавать, а начали давать в аренду.

В начале 1900-ых годов в рамках мюзик-холлов и «кафе-концертов» стали открываться просмотровые, демонстрационные залы, основой в программе которых стала именно демонстрация фильмов. В зале подавали напитки. Кино в то время было немым, но демонстрация фильмов осуществлялась под музыкальное сопровождение, благо в таких залах всегда были музыкальные инструменты.

Развитие кинобизнеса, формирование правил покупки и демонстрации фильмов, установление правовых взаимоотношений между кинопрокатчиками и кинопроизводителями, содержательное развитие фильмов сформировали основу регулярной смене кинорепертуара.

Кинозрелище в конце концов эволюционировало, превратившись из аттракциона в содержательный осмысленный просмотр киноновинок. Зрительская аудитория приобрела возможность систематически посещать киносеансы, следить за выходом новых лент, любимыми актерами и производителями.

Настал момент, когда кино приобрело достаточную силу, чтобы в одиночку, без поддержки других видов развлечений, составить приятный вечер зрителю. 

фото: McLean County Museum of History
фото: McLean County Museum of History

Начало стационарным кинотеатрам было заложено небольшим заведением, открытым в 1905 году Гарри Дэвисом и Джоном Харрисом. Город Питтсбург был центром пеннсильванского горнопромышленного округа, и кинопоказы предназначались для местных рабочих. Разъездные киномеханики здесь не имели успеха — просмотр фильма за двадцать пять центов был слишком дорог для них. Дэвис и Харрис решили взимать за вход в кинотеатр всего один «никель» (то есть пять центов). Так появился «Никельодеон».

Никельодеоны пользовались огромной популярностью. По всей стране стали открываться дешевые стационарные кинотеатры, рассчитанные на небогатую провинциальную публику. Их основными посетителями были иммигранты. Большинство из них не настолько хорошо знало английский язык, чтобы оценить выступления водевильных комиков. Зато немое кино было доступно всем.

-5

Поначалу никельодеоны были крошечными. Партер состоял из простых деревянных скамеек и стульев в 200 мест. Программа длилась от десяти минут до часа и состояла из одночастевок – фильмов длиной в один ролик пленки. В те времена еще не было двухаппаратной проекционной системы, поэтому, когда механикам требовалось поменять ролики с фильмами, устраивались короткие антракты: включался волшебный фонарь, проецировавший на экран статичные слайды, а местный вокалист исполнял популярную песню. Для музыкального сопровождения самих кинопоказов владельцы никельодеонов нанимали таперов или просто покупали фонограф. Зачастую прямо во время сеанса киномеханики подробно комментировали сюжеты фильмов, а за экраном специальные ассистенты с помощью трещоток, барабанов и других подручных средств озвучивали каждое падение, пощечину или поцелуй.

В считанные месяцы владельцы никельодеонов накапливали огромные капиталы и приобретали все новые и новые кинозалы, которые потом объединяли в целые прокатные сети. Осуществление циркуляции фильмов в этих сетях превращало хозяев кинотеатров в дистрибьюторов.

С этих пор кино стало самостоятельным развлечением, приобретшим свой собственный «дом» и своего собственного зрителя. Кинозалы стали именно кинозалами, похожими на те, которые мы знаем сегодня.

Причем с развитием кинотеатров, в них вернулся и «элитный» зритель. Для буржуазии стали сниматься и показываться фильмы, породнившиеся с так называемыми благородными искусствами – классическим театром и серьезной литературой. Кино здесь выступало в качестве экранизации театральных постановок, сюжетов исторической литературы и романов. Для массовой публики же развивались и совершенствовались жанры комедии и приключений.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )