Найти тему
Black Maria Кино 🎬

Кто и как сделал кинематограф самым популярным видом искусства?

Просто удивительно, но после первого киносеанса, состоявшегося 22 марта 1895 г. во Франции, кинопроизводство распространилось практически по всему миру всего за 1 год.

Кинопроизводство настолько стремительно развивалось, так как стало новым способом получения прибыли – сформировались крупные монопольные объединения, строящие свой бизнес в сфере создания киноаппаратуры, развития сети кинотеатров и кинопрокате.

Удостоверившись в востребованности и рентабельности своего изобретения, братья Люмьер всерьез занялись тиражированием своего аппарата, названного «кинематограф».

Во избежание нарастания конкуренции, Люмьеры решили не продавать сами аппараты, а продавали только сеансы. Причём создавать кинотеатральную сеть им не потребовалось. Фотографическая фирма их отца имела представителей по всему миру. Они договаривались с импресарио-концессионерами, которые за услуги киномехаников и программу фильмов отдавали Люмьеру половину выручки (концессионерам поставлялись киномеханики и фильмы, а те в обмен должны были отдавать 50 % валовой выручки).

В течение года киномеханики Люмьеров, снабжённые двумя сотнями аппаратов, завоевали почти весь мир. Киносеансы в основном устраивались в мюзик-холлах как главная приманка театральной программы. То есть кинопоказ зачастую был не единственным мероприятием вечера, а лишь одной из составных частей театрально-танцевальной развлекательной программы.

-2

Для привлечения публики Люмьеры использовали широкий спектр рекламных ходов: от банальных сообщений о восторженных рукоплесканиях изобретению коронованных особ до креативного решения демонстративно снимать в людных местах жителей города, где проводится сеанс. Участники уличных съёмок спешили в мюзик-холл, надеясь увидеть себя на экране и не подозревали, что в аппарате, которым их якобы снимали, не было плёнки – это был рекламный трюк. Однако в большинстве городов производились и видовые съёмки, которые тут же и показывались.

Для Люмьеров все складывалось отлично. Всего за год они распространили кинематограф на большей части мира. Публика с нарастающим интересом посещала киносеансы. Зрители восхищалась фильмам, операторы экспериментировали с репертуаром, снимая новых героев, обращаясь к новым сюжетам и экспозициям. Но, конкуренция не заставила себя долго ждать…

Поскольку братья Люмьер первое время не соглашались продавать свои аппараты, некоторые из наиболее настойчивых претендентов на покупку аппаратов, разобравшись в строении аппарата «кинематограф», начинают конструировать киноаппараты сами или приобретать уже появившиеся на рынке аналоги.

Первыми по этому пути пошли французы Жорж Мельес (Он был иллюзионистом и владел собственным театром. Приобрел киноаппарат, аналогичный Люмьеровскому, начал снимать собственные фильмы и устраивать показы в своем театре), Шарль и Эмиль Пате (Они создали собственную студию для съёмки, обработки и печати фильмов), Леон Гомон (Он возглавлял компанию по продаже фотоматериалов и оборудования. Создал собственный аппарат «Хроно» и организовал кинопроизводство).

Так как у конкурентов Люмьеров не было большого числа киноаппаратов и не было возможности иметь огромный штат кинооператоров, которые бы ездили по миру и снимали документальные фильмы, они сделали ставку на студийные съемки.

Уже в 1896 г. Гомон, Пате и Мельес обзаводятся собственными киноаппаратами и начинают оборудовать «студии» для съемок собственной кинопродукции. Они стали организовывать кинопоказы, представляя фильмы собственного производства, и отняли немалую часть рынка у Люмьеров.

Студия Жоржа Мельеса
Студия Жоржа Мельеса

Братья Люмьер были французами, первый кинопоказ состоялся во Франции, там же появились первые их конкуренты. Однако США очень быстро экспортировали успехи развития европейского кино.

Уже в феврале 1896 г. Томас Эдисон (аппарат «кинетоскоп» которого стал базой для изобретения «кинематографа» братьями Люмьер) купил у изобретателя Томаса Армата патент на «фантаскоп» и переименовала его в «витаскоп». С 20 апреля 1896 года широкой публике были представлены возможности улучшенного витаскопа. Этот аппарат был аналогичен люмьеровскому кинематографу, но в первое время по качеству получаемых фильмов уступал французскому оригиналу.

-4

Тем временем Люмьеры, активно экспортировавшие успех своих кинопоказов в разных странах мира, наконец добрались до американской аудитории. 18 июня 1896 г. состоялось первое представление кинематографа в США и американским зрителям были представлены фильмы Люмьеров.

Бывший сотрудник Томаса Эдисона, Уильям Диксон создал собственный аппарат, названный «байограф», в котором был использован оригинальный механизм «петля Лэттема». 12 октября 1896 г. он организовал киносеансы с помощью своего аппарата. Диксон стал могущественным конкурентом Эдисона на американском рынке, так как его петля Лэттема не рвала пленку, что было значительной проблемой для всех аппаратом того времени.

В Америке начали действовать 2 мощные компании «Байограф» и «Эдисон», помимо них активно развивались менее крупные мелкие производители и расширяли свою деятельности представительства французских компаний.

-5

Но так как Эдисон к этому моменту уже обладал практически всеми патентами на кинопленку и кинооборудование на территории США, дабы не потерять своей власти, он развязал «патентные войны» как с иностранными, так и с отечественными производителями кинопродукции, отстаивая свое исключительное право на и кинооборудование.

Начались судебные тяжбы и таможенные разбирательства.

Крупные американские бизнесмены сразу же смекнули экономический потенциал кинематографа и поняли необходимость монополизировать эту отрасль, устранив иностранную конкуренцию. Правительство США ввело протекционистскую политику по отношению к собственной промышленности, изолировав американские экраны от «Синематографа Люмьера».

Следующие 10 лет стали периодом формирования киноиндустрии. Вседозволенность сменилась строгими правилами игры:

  • конкурентная борьба стала вытеснять с рынка мелких и неэффективных производителей,
  • вездесущая организация кинопросмотров стала формироваться в организацию кинозалов и кинотеатров,
  • хаотичная съемка кино стала превращаться в осмысленное кинотворчество,
  • любительский подход к работе в сфере кино стал преобразовываться в профессиональное сообщество…

Во Франции в 1905 году братья Люмьер продали все свои права на «кинематограф» французской кинокомпании Пате. К 1909 году Ж. Мельесу из-за финансовых трудностей пришлось отказаться от своей самостоятельности и начать работать для фирмы Пате. Среди первых крупных игроков во Франции остались только двое – Пате и Гомон, которые между прочим до сих пор весьма успешно существуют.

Члены кинематографической патентной компании
Члены кинематографической патентной компании

В США в 1908 году Эдисон и Диксон, не сумев побороть друг друга в патентой войне, пришли к мировому соглашению. Была создана «Кинематографическая патентная компания» (Motion Picture Patents Company). Задача MPPC заключалась в том, чтобы регулировать все области киноиндустрии – от производства до проката.

Вплоть до 1907 года фильмы свободно продавались всем желающим. Оплата производилась из расчета за один погонный метр позитива. Теперь же кинорынок стал оценивать фильмы по его содержанию – кино по разному оценивалось в зависимости от его содержания и наличия в нем звезд. Появилось понимание и отстаивание авторских прав на кинопроизведения. Каждый кинотеатр, зарегистрированный Патентной компанией, должен был отчислять по два доллара в неделю за право демонстрации фильмов, а каждый прокатчик – по пять тысяч в год за их дистрибуцию.

Кинематограф окончательно превратился в саморегулируемый кинобизнес.

Затем:
ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНО ПОСЛЕ ТРИУМФА ЛЮМЬЕРОВ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОЛЛИВУД: СТАНОВЛЕНИЕ КОМПАНИЙ-МЕЙДЖОРОВ
КАК КИНОПРОИЗВОДСТВО СТАЛО КИНОИНДУСТРИЕЙ