Просто удивительно, но после первого киносеанса, состоявшегося 22 марта 1895 г. во Франции, кинопроизводство распространилось практически по всему миру всего за 1 год.
Кинопроизводство настолько стремительно развивалось, так как стало новым способом получения прибыли – сформировались крупные монопольные объединения, строящие свой бизнес в сфере создания киноаппаратуры, развития сети кинотеатров и кинопрокате.
Удостоверившись в востребованности и рентабельности своего изобретения, братья Люмьер всерьез занялись тиражированием своего аппарата, названного «кинематограф».
Во избежание нарастания конкуренции, Люмьеры решили не продавать сами аппараты, а продавали только сеансы. Причём создавать кинотеатральную сеть им не потребовалось. Фотографическая фирма их отца имела представителей по всему миру. Они договаривались с импресарио-концессионерами, которые за услуги киномехаников и программу фильмов отдавали Люмьеру половину выручки (концессионерам поставлялись киномеханики и фильмы, а те в обмен должны были отдавать 50 % валовой выручки).
В течение года киномеханики Люмьеров, снабжённые двумя сотнями аппаратов, завоевали почти весь мир. Киносеансы в основном устраивались в мюзик-холлах как главная приманка театральной программы. То есть кинопоказ зачастую был не единственным мероприятием вечера, а лишь одной из составных частей театрально-танцевальной развлекательной программы.
Для привлечения публики Люмьеры использовали широкий спектр рекламных ходов: от банальных сообщений о восторженных рукоплесканиях изобретению коронованных особ до креативного решения демонстративно снимать в людных местах жителей города, где проводится сеанс. Участники уличных съёмок спешили в мюзик-холл, надеясь увидеть себя на экране и не подозревали, что в аппарате, которым их якобы снимали, не было плёнки – это был рекламный трюк. Однако в большинстве городов производились и видовые съёмки, которые тут же и показывались.
Для Люмьеров все складывалось отлично. Всего за год они распространили кинематограф на большей части мира. Публика с нарастающим интересом посещала киносеансы. Зрители восхищалась фильмам, операторы экспериментировали с репертуаром, снимая новых героев, обращаясь к новым сюжетам и экспозициям. Но, конкуренция не заставила себя долго ждать…
Поскольку братья Люмьер первое время не соглашались продавать свои аппараты, некоторые из наиболее настойчивых претендентов на покупку аппаратов, разобравшись в строении аппарата «кинематограф», начинают конструировать киноаппараты сами или приобретать уже появившиеся на рынке аналоги.
Первыми по этому пути пошли французы Жорж Мельес (Он был иллюзионистом и владел собственным театром. Приобрел киноаппарат, аналогичный Люмьеровскому, начал снимать собственные фильмы и устраивать показы в своем театре), Шарль и Эмиль Пате (Они создали собственную студию для съёмки, обработки и печати фильмов), Леон Гомон (Он возглавлял компанию по продаже фотоматериалов и оборудования. Создал собственный аппарат «Хроно» и организовал кинопроизводство).
Так как у конкурентов Люмьеров не было большого числа киноаппаратов и не было возможности иметь огромный штат кинооператоров, которые бы ездили по миру и снимали документальные фильмы, они сделали ставку на студийные съемки.
Уже в 1896 г. Гомон, Пате и Мельес обзаводятся собственными киноаппаратами и начинают оборудовать «студии» для съемок собственной кинопродукции. Они стали организовывать кинопоказы, представляя фильмы собственного производства, и отняли немалую часть рынка у Люмьеров.
Братья Люмьер были французами, первый кинопоказ состоялся во Франции, там же появились первые их конкуренты. Однако США очень быстро экспортировали успехи развития европейского кино.
Уже в феврале 1896 г. Томас Эдисон (аппарат «кинетоскоп» которого стал базой для изобретения «кинематографа» братьями Люмьер) купил у изобретателя Томаса Армата патент на «фантаскоп» и переименовала его в «витаскоп». С 20 апреля 1896 года широкой публике были представлены возможности улучшенного витаскопа. Этот аппарат был аналогичен люмьеровскому кинематографу, но в первое время по качеству получаемых фильмов уступал французскому оригиналу.
Тем временем Люмьеры, активно экспортировавшие успех своих кинопоказов в разных странах мира, наконец добрались до американской аудитории. 18 июня 1896 г. состоялось первое представление кинематографа в США и американским зрителям были представлены фильмы Люмьеров.
Бывший сотрудник Томаса Эдисона, Уильям Диксон создал собственный аппарат, названный «байограф», в котором был использован оригинальный механизм «петля Лэттема». 12 октября 1896 г. он организовал киносеансы с помощью своего аппарата. Диксон стал могущественным конкурентом Эдисона на американском рынке, так как его петля Лэттема не рвала пленку, что было значительной проблемой для всех аппаратом того времени.
В Америке начали действовать 2 мощные компании «Байограф» и «Эдисон», помимо них активно развивались менее крупные мелкие производители и расширяли свою деятельности представительства французских компаний.
Но так как Эдисон к этому моменту уже обладал практически всеми патентами на кинопленку и кинооборудование на территории США, дабы не потерять своей власти, он развязал «патентные войны» как с иностранными, так и с отечественными производителями кинопродукции, отстаивая свое исключительное право на и кинооборудование.
Начались судебные тяжбы и таможенные разбирательства.
Крупные американские бизнесмены сразу же смекнули экономический потенциал кинематографа и поняли необходимость монополизировать эту отрасль, устранив иностранную конкуренцию. Правительство США ввело протекционистскую политику по отношению к собственной промышленности, изолировав американские экраны от «Синематографа Люмьера».
Следующие 10 лет стали периодом формирования киноиндустрии. Вседозволенность сменилась строгими правилами игры:
- конкурентная борьба стала вытеснять с рынка мелких и неэффективных производителей,
- вездесущая организация кинопросмотров стала формироваться в организацию кинозалов и кинотеатров,
- хаотичная съемка кино стала превращаться в осмысленное кинотворчество,
- любительский подход к работе в сфере кино стал преобразовываться в профессиональное сообщество…
Во Франции в 1905 году братья Люмьер продали все свои права на «кинематограф» французской кинокомпании Пате. К 1909 году Ж. Мельесу из-за финансовых трудностей пришлось отказаться от своей самостоятельности и начать работать для фирмы Пате. Среди первых крупных игроков во Франции остались только двое – Пате и Гомон, которые между прочим до сих пор весьма успешно существуют.
В США в 1908 году Эдисон и Диксон, не сумев побороть друг друга в патентой войне, пришли к мировому соглашению. Была создана «Кинематографическая патентная компания» (Motion Picture Patents Company). Задача MPPC заключалась в том, чтобы регулировать все области киноиндустрии – от производства до проката.
Вплоть до 1907 года фильмы свободно продавались всем желающим. Оплата производилась из расчета за один погонный метр позитива. Теперь же кинорынок стал оценивать фильмы по его содержанию – кино по разному оценивалось в зависимости от его содержания и наличия в нем звезд. Появилось понимание и отстаивание авторских прав на кинопроизведения. Каждый кинотеатр, зарегистрированный Патентной компанией, должен был отчислять по два доллара в неделю за право демонстрации фильмов, а каждый прокатчик – по пять тысяч в год за их дистрибуцию.
Кинематограф окончательно превратился в саморегулируемый кинобизнес.
Затем:
ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНО ПОСЛЕ ТРИУМФА ЛЮМЬЕРОВ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОЛЛИВУД: СТАНОВЛЕНИЕ КОМПАНИЙ-МЕЙДЖОРОВ
КАК КИНОПРОИЗВОДСТВО СТАЛО КИНОИНДУСТРИЕЙ