Найти тему
Алана Такасон

"Остров проклятых", часть II (разбор музыки)

В фильме в разделе композитор указано имя Робби Робертсона - это канадский гитарист и певец. Наиболее известен в качестве лид-гитариста и основного автора песен группы The Band. В дуете с Мартином Скорсезе им удалось так точно подобрать музыку и подчеркнуть нужные эмоции.

"Все эти отрывки были собраны вместе и использованы в разных частях, чтобы создать общую музыкальную основу. Нечто единое, что объединяло бы эмоции, переживания Тэдди, Чака, доктора Коли за эти 3 дня, в которые идет развитие истории" - Мартин Скорсезе.

Всегда интересно наблюдать за тем, как композиторы, режиссеры используют классическую музыку в кино. Произведения, которые, к сожалению, проходят мимо масс в обычной жизни, умудряются заворожить через экраны зрителя. Не чудо ли? Ради интереса, проведите эксперимент. Представьте кадр: девушка смотрит в камеру, фоном дешевая музычка. Что скажете? О чем это? Взгляд кажется пустым. Ох уж эта молодежь пустоголовая. Теперь иначе. Тот же кадр, тот же взгляд, но уже на фоне, скажем, Мясковского, Соната A-moll №2 1-я часть. Это будет уже некий намек на искусство. Кстати, по ощущениям мне это все напомнило фильм Ларса Фон Триера "Меланхолия" (о нем мы тоже обязательно поговорим). Но это не значит, что в любой неудачный кадр нужно пихать старую, добрую классику. Отнюдь.

"Остров проклятых" - как раз тот момент, когда в рамках одной картины гармонично уживаются творения композиторов разных эпох и жанров. Хорошо подобранные произведения подчеркивают друг в друге нужные эмоции.

Ингрэм Маршал, Orchestra of St. Lukes — Fog Tropes (пер. с англ. - туман) - с него начинается фильм. Не сразу понятно, это музыка или сигнал корабля. Музыка заставляет насторожиться и приковать максимальное внимание к каждому кадру. Хорошее начало.

Когда Тэдди со своим напарником сходят на берег и едут в клинику звучит К. Пендерецкий, Симфония №3, Passacaglia-Allegro Moderato. (Пендерецкий - это польский композитор и дирижёр) Эта композиция плавно вытекает из первой "Fog Tropes", усиливая напряжение. Струнные долбят по голове, больше похоже на скрежет, будто вы пытаете резать что-то тупым ножом. Музыка накаляется и обрывается, как только они въезжают на территорию клиники.

В сцене, где Тэдди с напарником заходят в кабинет доктора (это примерно 20-я минута фильма) из граммофона звучит фортепианный квартет ля-минор Г. Малера. Тэдди сразу узнает, что это за произведение, оно вызывает у него воспоминания времен войны. Обстановка кабинета, как заметил доктор Коули, немного вычурная, атмосфера так же холодная. Все это обрамляет квартет Малера, который не лишен чувств, в завесу холода. Это больше напоминает человека, который испытывая страдания, напускает занавес непроницаемости. В центре комнаты, в красном кресле, словно на троне восседает доктор Джеремайа Нэринг. С напускной аристократичностью он говорит молодым людям название произведения. Момент этот ощущается немного зловещим. Отчасти это так и есть. Флешбеками периодически всплывают кадры, связанные с войной: разбросанные листы бумаги, портрет Гитлера, убийство немецкого офицера в его же штабе, и, самое главное, граммофон, на котором крутилась пластинка. Отсюда мы понимаем, почему это произведение так хорошо знакомо Тэдди.

Тэдди ложится спать, ненавязчиво, слабым фоном звучит "Lontano", Ligeti. Он засыпает, во сне видит воспоминания о прошлой жизни, жене. "Lontano" переходит, опять же, в музыку из граммофона, "Cry"-Johnnie Ray. Это сложная сцена, здесь монтаж звука плавно и незаметно для зрителя перетекает из одной композиции в другую. При неграмотной работе были бы видны швы, грубые стыки, но музыкальные редакторы поработали на славу, соединив 3 абсолютно разные темы. Сделано было это для того, чтобы подчеркнуть, так сказать, микроэмоции, который главный герой испытал в течении минуты. Засыпая, у него было тревожное состояние, он размышлял о побеге. Увидев жену, он вспомнил, может быть, конкретный момент из его жизни, поэтому звучала песня Джонни Рэя. После он стал общаться с женой, но это уже больше походило на сновидение, в котором уже звучит музыка Max Richter — On the Nature of Daylight ("О природе света") - это комок невысказанной боли, которая разъедает Тэдди изнутри.

Очень круто сделали сцены, в которых бытовые звуки, типа включения душа, скрежета лампы, гудка корабля, пересекаются с музыкой. В итоге не сразу понятно, это часть композиции или просто шум.

Титры - это сборная солянка из всех композиций, которые звучали в фильме.

Музыка обязательна к прослушиванию. Вот прямо сейчас включайте и наслаждайтесь.

По этой ссылке можете прослушать все композиции: https://zvooq.site/collections/ost/ost-shutter-island-10959

Всем добра и вдохновения!