Почему идея запретов мобильных устройств в общеобразовательных организациях является временной мерой и не сработает в долгосрочной перспективе.
Что такое запрет?
Это наиболее древний регулятор поведения человека. Функциональным назначением запретов является не непосредственное регулирование определенного рода отношений, а предотвращение их возникновения. В самой семантике этого слова заложена бесперспективность такого подхода к теме использования смартфонов в школах. Очевиден отказ представителей системы образования от управления и интеграции текущего масштабного перехода большинства процессов жизни человека на цифровизацию и попытка «остановить прогресс» и препятствовать ему.
Следует признать, что современные дети свои потребности в коммуникации, нахождении в обществе сверстников и друзей удовлетворяют способами, отличными от тех, что были даже десятилетие назад. Это чаты, мессенджеры, социальные сети. Их речь стала больше письменной, чем устной. Словно вернулась традиция писать друг другу письма, только на новом витке исторической спирали с использованием иной динамической речи, насыщенной смайликами для более точной передачи настроения сообщения. Очевидно, что такой сдвиг создаёт риски возникновения сложностей в личной коммуникации и последующем выстраивании личных и деловых отношений. Возможно ли изменить эту тенденцию принуждением детей к иному общению, как то: подвижные игры на переменах и живое общение с другими школьниками?
Кто выиграет от запрета?
Запрет всегда оборачивается против тех, кто готов этот запрет соблюдать. Те, кто понаглее, будут продолжать делать ровно то, что и делали. А те, кто запрет соблюдает, окажутся ущемлены в своих правах или станут нарушителями поневоле.
В большинстве школьных приказов «о запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса» не указано наказание за нарушение запрета, а значит запрет не имеет под собой опоры. Возможно, имеется в виду «вызов родителей в школу» по умолчанию. Тогда родители включаются в процесс борьбы. А значит, они становятся соучастниками не процесса воспитания, а процесса порчи отношений со своим ребенком. Подросток будет продолжать делать все то же самое, только тайком, что никак не придаст школьным работникам и родителям авторитета в детских глазах. Но это "продолжение использования гаджетов тайком" будет уже безо всякой возможности для учителя или родителя управлять ситуацией или хотя бы подруливать. То есть тотальный контроль приведет к полной потере контроля.
Учителя должны продолжать учиться сами.
Наша культура и система образования значительно отстают от технологий и инноваций. Интернет придумали, а как им безопасно пользоваться - нет. Активно развивается онлайн обучение, обучающие платформы, мобильные приложения, а школа грудью защищает детей от этих нововведений, борется с ними, вцепившись в комфортные методики и «размахивая шашкой» в виде различных запретов. Это делают учителя, которые перестали учиться и развиваться сами.
Такая нерасторопность педагогического состава вынуждает детей искать способы обхода запретов, способствует общему недоверию к регуляторным механизмам в принципе (в том числе и государственным), формирует негативное отношение к учителю. Очевидно это происходит потому, что запреты недостаточно аргументированы для детского восприятия либо аргументация не адаптирована под текущие условия жизни современных детей.
Сила управленца в многовариантности решений одной и той же задачи.
Запрет - это простой и легкий ответ на сложный вызов нашего времени. Это демонстрация наличия одного единственного управленческого приема в арсенале работников образования. Также такой подход подтверждает тезис о нетехнологичности российского общества в социальном смысле. Ведь не мы придумали электронные очереди и прочие социальные изобретения.
Как быть?
Существует простой, технологичный, а потому недостижимый для российского образования способ решения вопроса о гаджетах в школе и дома. Это интеграция современных достижений в учебный процесс, а также разработка социальных технологий и практических советов работникам образования для управления учащимися на уроке и в учебном заведении.
Накидаем примеры!
Если существует явная ценность письменной речи, почему бы не использовать этот факт как мотивацию? Можно изучать скучные правила русского языка и культуру речи, используя современные примеры и лексику. Можно попробовать сломать детям шаблон, например, заменив слово «замечание» на «бан». Однажды услышав такое, подростки будут жадно внимать каждому слову учителя, ожидая от него еще таких сленговых словечек.
Почему не заменить систему запретов системой мотивации? Не наказывать за невыполнение, а награждать какими-то учебными бонусами за выполнение задания или правила.
Если учитель дает задание на дом, почему не попросить всех достать смартфоны и записать задание в "Заметки"? Если целью учителя является то, чтобы они реально задание записали.
Если поймал на уроке ученика, играющего в телефоне, можно пригласить его к доске вместе с телефоном и разобрать игру или видеоролик, который он только что посмотрел, попросить его описать увиденное, пересказать краткое содержание, выделить главных героев, сделать выводы и научить чему-то класс. Пару таких выходов к доске, и вероятность появления на уроке «новых игроков» будет стремиться к нулю.
Можно этого ничего не делать и не пробовать. Но от запрета устройств ничего не изменится. Телефоны также будут мешать учителям.
Что никогда не устареет?
Такая технология у профессионалов называется «путешествие по петле». Когда ты присоединяешься к тому, кто идет в неверном направлении, а затем постепенно поворачиваешь направление движения в нужную сторону. Это энергозатратный и сложный процесс, требующий творческого подхода и терпения. И весь он сводится к простому постулату, выведенному Макиавелли 500 лет назад: «Не можешь победить толпу, возглавь ее».
Школьная программа безнадёжно устаревает каждый год, а на запуск новой требуется время и деньги. И пока ее обновят и выпустят, она сразу устареет.
На изобретение социальных технологий нужно потратить силы, иметь целью выстроить с учениками диалог, научить их чему-то, любить их в конце концов. Взаимное доверие учителей и учеников, выстроенные отношения, внимание друг к другу – и есть залог успешного управления учебным процессом. Выстроенные социальные технологии не устареют со временем, как до сих пор не устарел Сунь-Цзы и Макиавелли.
Приглашаю оставить комментарий, лайкнуть, если действительно понравилось, а может и подписаться :-) Ваша Ю. Осипова.