Доводы "за" смерть
Есть такая аксиома: любая игра становится лучше, если ты в неё играешь с друганами. Она не требует доказательства. В конце концов, абсолютно любая ерунда станет лучше, если этой ерундой заниматься с друганами. Ну... почти всё, да.
Были времена, когда, чтобы поиграть с друганами в игру, приходилось каким-то образом организовывать присутствие друганов в одном помещении с игровой приставкой. Чуть позже оказалось нужно, чтобы в помещении вместо приставки была целая куча компьютеров, но мы, всё равно, тратили силы, чтобы погонять с друганами по сеточке.
А потом пришла эпоха развитого интернета. Провода пришли в каждый дом. И тут уж разумно предположить, что если уж игроки тратили такое огромное количество усилий на то, чтобы поиграть с друганами, то уж сейчас, когда можно без труда собрать на игру игроков с разных уголков земного шара, сидя дома в труселях и одном тапке, нет совсем никакого смысла играть в одиночные игры, предоставляющие лишь суррогат общения.
Не суррогат
Просто, уже в те времена существовал пласт игр, который был самодостаточен и не являлся суррогатом чего-то привычного. Игровые автоматы уже могли предоставить некий необычный и уникальный опыт, у которого попросту не было привычного компанейского аналога. Ни казино, ни настольные, ни дворовые игры не могли сравниться. Ближайшими аналогами были книги и фильмы.
В итоге, уже тогда игры компанейские и игры одиночные начали медленно, но верно расходиться в разных направлениях. Они даже выставляли на первый план совершенно разные ценности. Условному компанейскому Мортал Комбату было важно предоставить игрокам интересные правила игры и сравнительно равные, необычные условия. Всё остальное должны были делать сами игроки. А вот, например, Ультима пыталась рассказать эпическую захватывающую историю, в которой именно игрок был бы тем самым Избранным(тм).
Иными словами, сольные игры уже не были суррогатом общения. Они стали развитием книг и фильмов. Но... разве было бы хуже, если бы игроки могли бы стать избранными не в одиночку, а в компании друганов?
Не всё то пиво, что жёлтое и пенится
Всегда есть это противное маленькое "но".
Лишь единицам удалось более-менее справиться с задачей. Почему? Да потому что присутствие других людей сразу создаёт новые трудности. Начнём с очевидных: если вам приходится делить игровой мир не только с друганами, но и с чужими людьми, вы никогда не можете быть увереными в том, что игровой опыт будет приятным. Поэтому, если вы зайдёте с друганами поиграть в условный Мир Варкрафта, вы совсем не застрахованы от того, что в вашу эпическую историю вторгнется прыгающий гном по имени "Нюхнимоитрусы99742". А это делает эпичную историю... несколько менее эпичной.
Но это только начало проблем. О, да, начало проблем. Ведь если игрок будет делить игровой мир с сотнями других игроков, то разработчикам нужно убедиться в том, что эпичной истории хватит на всех. Вот и приходится бедолаге "эпичному боссу" каждые несколько часов/дней лечить раны и вновь выходить "на работу" в ожидании новых игроков, которые наваляют ему по шее... а это, автоматически, отнимает у игроков чувство какой-либо значимости их побед для игрового мира.
Впрочем, мы уже выясняли, что MMO игры плохо годятся, даже как суррогат классической компанейской ролевой игры. Они, скорей, суррогат дворовой иерархии. Тоже неплохо, но не совсем то, что было запланировано изначально, не так ли?
Лучшее из двух миров
И такие игры есть. "Кооперативные сюжетные игры". У них всё ещё есть технические трудности, но они меньше. Разработчикам всё ещё приходится заботиться о том, чтобы оба игрока получили более-менее равный игровой опыт, но, если честно, мне не удаётся вспомнить какой-то вопиющий пример, когда это мешает. Кроме одного единственного.
Диалоги. Целый пласт компьютерных игр основан на том, что игрок должен принимать решения, которые повлияют на жизни других людей. И разработчики всё ещё не придумали нормального способа ввернуть в такой судьбоносный диалог сразу двух игроков. Конечно, есть серия "Ориджинал син", но, будем честны: диалоги там проигрывают в значимости практически любой другой игре, где есть диалоги. Эти диалоги вообще не достойны своей диалоговой системы.
Впрочем, большинство кооперативных игр даже не думают о том, чтобы втыкать диалоговую систему. Зачем? Делаем сюжетный боевик, и дело с концом! И, если честно... такие игры прекрасны. Проходить кооперативный сюжетный боевик с друганами - это великолепный опыт.
Жизнь ревнива
Что есть у одиночных игр, и у игр в компании случайных людей из интернета, но чего нет у кооперативных игр? Хороший и неочевидный вопрос. Всё дело в том, что для того, чтобы поиграть с друганами в кооперативную игру, вам нужно, чтобы игруля была у вас, у друганов, и, самое главное, вы, с друганами должны иметь свободное время... одновременно.
Если вы хотите поиграть в одиночную игру или в компании ноунеймов из интернетика, вам достаточно, чтобы у вас были игра и свободное время. Больше ничего вас не интересует.
И если вы не понимаете, в чём проблема, заиметь одновременное свободное время с друганами, значит, вы ещё молоды и счастливы. Я вам по-хорошему завидую. Взрослая жизнь - ревнивая сволочь, и очень не хочет отпускать от себя взрослых людей. Каждый вырывается из неё, как может. Жизнь разводит разными дорогами людей, знакомых с детства. И этот сюжет живёт столько же времени, сколько существует само понятие драматургии. Этот сюжет вечен.
Живее всех живых
Вот и выходит, что главный конкурент одиночных игр, кооперативные игры, за счёт своей требовательности, появляется на игровом рынке не особо-то часто. А сессионные игры и MMO, игры с ноунеймами из интернета, конкурируют с одиночными играми, как мороженое конкурирует с котлетками. Они не лучше и не хуже друг друга. Они разные. ММО и сессионки никогда не дадут игрокам опыт, хотя бы близко похожий на прохождение одиночной игры.
Но самое главное: даже если появится нечто, что выполняет функции одиночных игр лучше, чем одиночные игры... одиночные игры не умрут. Не умерли книги, когда появились фильмы. Не умерли фильмы, когда появились игры. И игры не умрут.
Говорить о том, что одиночные игры когда-нибудь умрут как форма искусства, можно будет тогда, когда умрут книги. А книги живее всех живых. А если вы считаете иначе... что же, это ваше непопулярное мнение.
На следующей неделе давайте поговорим о великой и ужасной Цивилизации Сида Мейера.
В понедельник разберёмся, что не так с культурой употребления алкогольных напитков в России.
А во вторник зададимся вопросом, почему, если сказки дидактичны, в них так часто встречаются чудовища, наказывающие за добрые дела?
Ну, а до тех пор можете высказать в комментариях свою точку зрения на поднятый в статье вопрос.