Найти тему
PrimDiscovery

Зимние тропы Сихотэ-Алиня: дикие кабаны, звездное небо и засахаренное побережье

Приморский край – это одно из прекраснейших мест на земле, в любое время года. Именно об этом наш проект – Большое Северное Путешествие, очередная «серия» которого посвящена заповедным красотам приморского севера – заснеженному Сихотэ-Алиньскому заповеднику.

Здесь мы убегали от кабанов, а затем сами преследовали их, бродили по экологическим тропам в поисках живописных видов и диких зверей, любовались невероятно звездным небом и лунными дорожками в кристально-чистом море, жили в домике без электричества и топили печь, добывали ключевую воду и проводили вечера у свечи. А теперь готовы поделиться своими впечатлениями и фотоснимками с читателями.

КОРДОН БЛАГОДАТНОЕ

До кордона Благодатное нас довезли сотрудники заповедника. Через полчаса дороги из Тернея мы оказались среди нескольких домиков в заснеженном лесу. Инспекторы открыли нам один из них, установили генератор, который обеспечивает кордон электричеством, показали, где брать ключевую воду и дрова, пообещали чуть позже привезти рацию. Да, другой связи здесь нет.

Оказавшись одни, первым делом мы огляделись вокруг — воздух чистый и прозрачный, на ярко-голубом небе ослепительно светит солнце, отражаясь в льдинках замерзшего снега, что хрустит под ногами. Лес вокруг изгибается корявыми деревьями, где-то дятел стучит по стволу, разрушая общую умиротворяющую тишину.
Любоваться такими видами можно бесконечно, но пора было приниматься за дело. Для начала принесли дрова и накололи льда из ключа, растопили печь и поставили воду таять.

-2

Нас поселили в двухэтажном деревянном доме с несколькими входами. На первом этаже — кухня с дровяной печью, умывальником и столом с лавками и три комнаты, в каждой по две-три кровати. На второй этаж ведет лестница с улицы, здесь тоже жилые помещения. Стены украшают надписи вроде «Здесь были мы», сразу видно, что похулиганила молодежь. Летом на Благодатном пролагали экологические тропы, студенты со всей страны жили на кордоне и благоустраивали территорию. А обычно здесь размещаются научные работники, сотрудники заповедника.

Вокруг «нашего» домика находится несколько других — еще один гостевой, летняя кухня, два уличных туалета и баня. В центре «композиции» располагался дровяник.

С той самой секунды, как мы здесь оказались, время потекло медленно, каждая минута растянулась в разы. Ни интернета, ни телевизора, ни телефона — только и остается, что погрузиться в мир природы.

-3

ПРОГУЛКИ ПО ТРОПАМ И НЕ ТОЛЬКО

Вообще-то, без инспектора бродить здесь нельзя, а уж тем более без фальшфейеров. Но бесстрашный Саша сказал, что все будет хорошо, взял гору своей фототехники, меня под руку и повел через лес к озеру Благодатное. Отсюда начинается первая тропа.

Пройдя всего несколько метров, мы увидели большой каменистый пляж и синее прозрачное море. Ветра не было, солнце слепило глаза. С левого края бухты Благодатной располагается мыс Северный, туда и решили пойти. Здесь проходит вторая тропа, названная в честь мыса.

-4

По пути мы увидели и отвесные песчаные обрывы, и замерзший ручей, пробивающийся сквозь белоснежную льдину, и камни во льду, словно засахаренные.

Над морем парил орлан, у побережья расположились ларги. У самого мыса нам навстречу выбежали два молодых красавца-оленя, но увидев людей, испугались и убежали в разные стороны вверх по холму, прячась среди деревьев.

-5

Мы тоже решили идти туда. Поднявшись по деревянной лесенке, увидели узенькую тропу и чащу дубового криволесья. Деревья здесь тонкие и будто бы погнутые, стало жутковато от того, что где угодно может оказаться опасный зверь. Впрочем, в этой чаще нас ждала встреча только с зайцем, но она, как и с оленями, была мимолетной — заметив движение, русак убежал восвояси.

-6

А мы набрели на видовую — деревянная беседка с лавочкой оказалась очень кстати, можно немного отдохнуть и перевести дух. Отсюда вся бухта видна, как на ладони.

Оттуда мы пошли на вершину холма. Здесь обзор еще больше — море с одной стороны, заснеженный горный хребет с другой. Стало ветрено, мы отправились дальше.

-7

Впереди была новая чаща с узкой тропой и двумя стенами деревьев по сторонам. Снова стало не по себе. Мы шли по «коридору» среди деревьев, как внезапно метрах в 20-ти заметили движение — большой коричневый зверь переходит нашу дорогу. И не один! И не два… Пять! Последний из них повернул голову в нашу сторону и опустил ее вниз, будто бы собрался бежать навстречу. Сначала показалось, что это медведи. Но это были кабаны, в дикой природе — одни из самых опасных животных. Инспекторы по пути рассказывали, что где-то здесь их прикормка. Что нам оставалось делать? Постояв с минуту и подождав, пока зверь уйдет, развернулись идти обратно. Благо, кабан бежать передумал, и за спиной не было движения, но шаг заметно ускорился, несмотря на усталость.

-8

Еще погуляв по тропе, мы тем же путем вернулись в домик, без происшествий. На столе обнаружилась рация, видимо, нас навестили инспекторы — теперь прогулки должны были стать чуть безопаснее. Рация периодически оживала, и были слышны разговоры инспекторов. В основном, они докладывали дежурному обстановку и передавали данные о погоде.

Довольно быстро стемнело, поэтому включили свет. Но генератора хватило всего на пару часов, остаток вечера мы провели с зажженной свечой. В отогревшемся домике, на наше удивление, появились мухи и даже божья коровка, под полом заскреблись мыши. Впрочем, так даже веселее.

-9

Утро следующего дня встретило кордон безоблачной и ясной погодой, рация в очередной раз проснулась и доложила, что за окном —14 градусов. Едва мы встали, приехал Женя — штатный фотограф Сихотэ-Алинского заповедника. Его можно было легко принять за инспектора, но кроме зимней экипировки защитного цвета у него за спиной был рюкзак с камерами и объективами.

Мы отправились снова гулять по тропам заповедника. В этот раз путь занял около четырех часов. Нас сопровождала все та же тишина, прерываемая треском снега под ногами, окружали голые деревья и обдувал ледяной ветер с моря.

Женя повел нас сначала по тропе «Мыс Северный», где мы были накануне. В этот раз удалось пройти ее всю, протяженность тропы составляет 4,6 км. Она ведет через лес и замерзшее болото к мысу. По пути встречались деревянные мостики и настилы, припорошенные небольшим слоем снега. При ходьбе по ним раздавался такой громкий треск, что было понятно — звери явно разбегутся, снимать будет некого. Мы шли очень медленно и аккуратно, стараясь издавать меньше звуков, но все равно периодически падали и соскальзывали.

-10

Спустившись к ступенькам, мы вышли на стадо кабанов. Вторая встреча с этим зверем была не такой пугающей — у нас были и фальшфейеры, и рация, и опытный спутник. Решили пойти за ними, чтобы сделать несколько кадров. Кабаны устремились через лес, мы помчались следом. Но погоня не принесла результатов, звери оказались проворнее и быстрее.

-11

Нам ничего не оставалось, как прогуляться по берегу моря. А затем отправились на вторую тропу — Благодатную. Она проходит по левому краю озера, выходит к протоке, затем идет вдоль побережья обратно, замыкая кольцо. Внутри него есть лес. Женя рассказал, что в этом лесу находится могила участника восстания на броненосце Потемкин. Мы пошли через озеро по льду, из животных никого не встретили и вернулись в домик.

-12

Вечером того же дня, в 21.00, нужно было выйти на связь — узнать время вылета вертолета на завтра. Сеть ловит только у моря, поэтому нам предстояла еще одна прогулка, теперь уже в темное время суток. Женя с фальшфейерами уехал, поэтому вечерний променад обещал быть экстремальным.

Ближе к назначенному времени за окном совсем стемнело, луны еще не было. Мы вышли во двор и увидели великолепное звездное небо, столько созвездий одновременно я видела разве что в учебнике астрономии. Звезды будто высоко-высоко, маленькие и большие, яркие и тусклые, они превратили привычное небо в настоящий космос. В такие моменты ощущаешь маленьким и себя, и дом, и всех опасных зверей, что могут выйти из леса в любой момент.

Пора было идти. Саша пообещал, что «никого там нет», и мы с песнями отправились к Благодатному озеру. Луна выкатилась из-за горизонта, выгнав с небосвода большую половину звезд, и стала освещать дорогу. Впрочем, деревья по обеим сторонам все равно оставались в кромешной темноте.

Около девяти оказались у озера. С места, откуда мы звонили, открывался шикарный вид на море и лунную дорожку, на горизонте виднелись огни корабля. Начался ветер, поэтому долго наслаждаться ночной картиной не стали, отправились обратно. Впереди был еще один вечер у свечи без связи и электричества, а назавтра в 8.00 нужно было быть готовыми к новым приключениям. Нам предстояло бороздить воздушные пространства на вертолете — мы направлялись в Агзу, самое северное поселение Приморского края, встречать Новый год с удэгейцами.

-13

Справка: Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова является самой крупной охраняемой территорией в ареале амурского тигра. Площадь его составляет 401600 ГА, но делят эту необъятную территорию всего около 20 особей уссурийской кошки. Несмотря на столь незначительную популяцию тигра, именно Сихотэ-Алинский заповедник известен самыми обширными и многолетними научными исследованиями этого животного. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "Объект, включающий в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны".