Нас миллионы. Тех, кто стоит у самого истока жизни маленького человека, людей от профессиональной позиции, мастерства, личности которых зависит столь много. Коррекционные педагоги, логопеды, учителя «особенных» ребят.
Два года назад во время занятия я обратилась к детям, воспитанникам речевой группы. Традиционная тема - «Профессии» - и такой предсказуемый, привычный, не единожды заданный вопрос:
- Воспитатель - что делает?
- Воспитывает.
- Учитель?
- Учит.
- А логопед?
- Логопед? Логопед делает все.
Вот так - с наивностью и простодушием дошкольника, прямо и ясно - очевидное.
В прошлом, настоящем и будущем коррекционный педагог не просто дает знания. Оправдывая семантику своей профессии (помните дословное: «педагог - ведущий ребенка»?), взрослый прокладывает путь для юного ученика. Очень осторожно - с высоты академических знаний и собственного опыта - строит коррекционный маршрут.
Иди смелее, назвавший себя педагогом! К горизонту, туда, где манят, тянут далекие, едва различимые слова: «талант», «общеобразовательная программа» и - самое желанное - «норма». Сожми покрепче руку доверенного тебе ребенка и помни: на этом пути будет действительно все.
Это мы, логопеды, организуем сотни занятий, с пугающей методичностью повторяя старое: пока не усвоит, не запомнит, не поймет! Мы умело разжигаем едва тлеющее в детских глазах любопытство («Посмотри, это интересно», «Я знаю что-то новое. Хочешь, расскажу?»).
Мы приносим стопки плакатов, картин, бессчетное число муляжей. Полки наших кабинетов ломятся от дидактических игр: часто - купленных, но не менее часто - придуманных и склеенных (сшитых, связанных, выпиленных, выкрашенных) дома.
Мы умеем быть строгими и требовательными и хмурим брови особенным образом, так, что даже расшалившийся малыш начинает вести себя хорошо.
Мы знаем множество стихов и волшебных историй и всегда готовы прочитать пару-тройку страниц, если ребенок ну очень просит.
Это мы можем на полном серьезе рассуждать, чем «Тобот» отличается от трансформера и почему дятел стучит клювом по дереву. Мы играем в мяч и прыгаем через скакалку («Илюша, и у тебя получится, попробуй»), готовим к школе и возимся на ковре.
Мы массируем детские пальчики - («Потому что устали!») - и вытираем распухший от огорчения нос («Ну, еще чуть-чуть: буковка почти получилась»).
Обнимаем и целуем, говорим «Я горжусь тобой!», поддерживаем, ободряем, хвалим.
Только так: рука об руку, вместе - и можно двигаться вперед.
Меняются времена, эпохи, ценности, но логопедов всех стран по-прежнему объединяют непреходящие, надвременные черты. Это доброта, дружба с ребенком, сила воли и ответственность. Большая ответственность за судьбу человека.
Так было, и - уверена - так будет.