Найти в Дзене

10 фактов по Warhammer 40k, которые вы могли не знать

История «сорокатонника» так велика и многообразна, что отыскать в варпе все артефакты старины глубокой не представляется возможным. Поэтому речь у нас пойдет в основном о малоизвестных деталях, связанных с компьютерными играми по этой вселенной.

1. Но начнем все же с корней настольной игры. В своей самой первой инкарнации от 1987 года Warhammer 40k имел другое название – Rogue Trader (не путать с одноименной ролевкой). И был весьма цветастой смесью популярных фантастических вселенных той эпохи. Хотя там уже присутствовали космодесантники, орки и эльдары в современном виде, а на Золотом троне восседал Император (правда, угодивший туда по старости), сеттинг сильно отличался от привычного, в первую очередь – отсутствием мрачности, пафоса и гротеска, а также очень, очень вольным обращением с копирайтами первоисточников вроде «Дюны» и книг Муркока. О деталях тогдашнего «Вархаммера» можно говорить долго, хватаясь то за голову, то за валидол. Например, в рядах Ультрамаринов служил библиарий-полуэльдар, один из орденов Космодесанта именовался «Радужные воины», а первым появившимся в сеттинге Инквизитором был некто Оби-Ван Шерлок Клузо. С внешностью еще более фееричной, чем кличка.

2. В дальнейшем, однако, «Вархаммер» набрался пресловутого гротеска, став одним из самых «темных» сеттингов мейстримной фантастики. За тридцать лет существования над ним работало немало талантливых писателей, художников и дизайнеров, многие из которых знакомы и далекому от «Вахи» человеку. Например, сценарист Дэн Абнетт пишет для Marvel, а дизайнер Энди Чемберс перешел работать в Blizzard. Но своим уникальным визуальным стилем «Ваха» обязана в первую очередь Джону Бланшу, художнику, который, если говорить начистоту, рисует средненько. Но зато он сумел прекрасно передать мрачную болезненную атмосферу техноготического нового средневековья, с причудливыми биомеханическими конструкциями, фетишистскими нарядами и сочетанием возвышенного с уродливым. Ни Империум, ни Хаос без Бланша не родились бы в их привычном виде. В честь Джона назван фирменный стиль художников и скульпторов, воплощающих его дизайны в миниатюрах, – «Бланшицу».

3. Недавний запуск книг серии Warhammer Adventures для юных читателей вызвал закономерный вал возмущений: дескать, взрослый и суровый сеттинг упрощают в угоду детской аудитории. Но вообще-то Warhammer Adventures – спин-офф, и возрастной рейтинг «большого» Warhammer от него не поменяется (более того, недавно анонсированные новые демоны Слаанеша щеголяют голыми молочными железами назло цензуре). На родине, в Великобритании, в отличие от США и России, игры с миниатюрами вообще считаются уделом детей и подростков, и когда-то телереклама WH40k рассказывала родителям о том, как здорово, когда ребенок занят хобби (видеоряд при этом демонстрировал всякую хаоситскую нечисть). Да и на казуальную аудиторию, в том числе и видеоигровую, Games Workshop ориентировалась всегда. Вал мобильных проектов последнего десятилетия – лишь продолжение моды 90-х, когда лицензию на «Ваху» раздавали направо и налево. Одни игры завоевали культовый статус, другие – не дожили до релиза, как, например, Aspect Warriors на Sega Megadrive, стратегия про эльдаров, от которой до нас дошли лишь три с половиной скриншота.

4. Хотя орки всегда были карикатурными вояками-раздолбаями, в ранних редакциях они выглядели словно буржуины из «Мальчиша-Кибальчиша» – носили рогатые немецкие шлемы, пиночетовские фуражки и даже цилиндры. Все изменилось с релизом настолки Gorkamorka, где дизайн зеленокожих радикально сменили в сторону рейдеров из «Безумного Макса», заодно придав их технике соответствующий постапокалиптичный вид. По «Горкаморке» пытались выпустить одноименную гоночную игру для РС и консолей, но дожила она только до демки. А вот модель багги из этой настолки, напротив, поставила рекорд долголетия – не менялась ровно 21 год, и по случаю ее переиздания Games Workshop даже выпустили отдельный ролик, провожающий древнюю машинку в закат. Кстати, пришедшие ей на смену модели, в свою очередь, щеголяют отсылками уже на «Дорогу ярости». Вплоть до того, что к капоту одной из них прикручен гретчин в наморднике Безумного Макса.

5. Планета Некромунда – настоящий оазис для любителей киберпанка, постапока и вестерна без всяких космодесантников, демонов и эльфов. За власть тут сражаются исключительно хомо сапиенсы разной степени мутированности: от накачанных стероидами панков и феминисток-амазонок до индейцев в крысиных шкурах и религиозных фанатиков, неуловимо напоминающих ку-клукс-клан. Но при этом на Некромунде набирают рекрутов «Имперские кулаки», один из самых известных орденов Космодесанта, и именно там происходит действие начальных глав романа Йена Уотсона Space Marine – первой книги по Warhammer, выпущенной в России (в те годы, когда о «Вархаммере» у нас никто не слышал). Благозвучия ради планета была переименована переводчиком в «Некромонду», а сама книга – аж в «Инквизиторов космоса». Начинавшие знакомство с вселенной с этого романа запомнили и другие перлы, например, болтеры, превратившиеся в «молниеметы».

6. Пожалуй, самой известной и качественной компьютерной игрой по вселенной WH40k является первый Dawn of War. Хотя эту стратегию было за что и поругать, а поклонники настолки приняли ее в штыки, во многом именно «ДоВик» открыл эту вселенную для массового пользователя, с последствиями чего мы имеем дело до сих пор. В том числе и в виде огромного количества модификаций, роликов, комиксов и прочего народного творчества. История любви эльдарской ясновидящей и имперского ассасина – знаменитый фанфик Love Can Bloom – была даже канонизирована в рулбуке Dark Heresy (действующие лица засветились на одной из иллюстраций). Можно немало интересного рассказать и про Dawn of War II. Например, в адд-он Retribution разработчики вставили огромное количество околовархаммерских интернет-мемов – например, командир танка «леман русс», как на известном демотиваторе, требует приблизиться к врагу, чтобы рубануть его с башни мечом.

7. Слешер Space Marine так и не стал обещанным «God of War по «Вахе»: ему недоставало ярких боссов, да и дизайн уровней был однообразен. Но игра все равно запомнилась, в том числе – главгероем Титом, наверное, самым адекватным и харизматичным десантником-Ультрамарином в истории. Сюжет игры обрывался на полуслове, и в планах у разработчиков было два сиквела, правда, с довольно сомнительным сценарием: во второй части Тит должен был бежать из застенков Инквизиции, умудряясь не скатываться в Хаос при явном ренегатстве, а в третьей – и вовсе становился основателем собственного ордена. Скромные прибыли зарубили трилогию на корню, однако Space Marine все же был увековечен в настолке: в наборе ветеранов Космодесанта есть сменные головы, имеющие явное сходство с Титом и его соратником Сидонием.

8. А вот Ultramarines, первый и последний официальный фильм по WH40k, провалился по всем статьям. Топорная графика и анимация, посредственный сюжет, расхождения с игровым каноном и просто халтура вроде обложки стартера 4-й редакции, использованной в качестве текстуры витража – «Ультрамарины» вошли в историю примером того, как не надо снимать кино по пафосным франшизам. На этом фоне куда выгоднее смотрелись фанатские проекты, например, немецкий Damnatus с живыми актерами, но Games Workshop неизменно перекрывала такому творчеству кислород. И лишь сравнительно недавно исключение было сделано для фильма The Lord Inquisitor, но тут уже силы кончились у самого создателя - разродившись весьма неплохим трейлером, он заявил, что устал и уходит, и свернул проект.

9. Война Games Workshop против желающих нажиться на ее интеллектуальной собственности идет уже много лет и с переменным успехом: мелкие студии выпускают альтернативные модели для отображения кодексных юнитов, а китайские умельцы и вовсе копируют фирменные миниатюры. Как ни странно, суд GW сумела выиграть только один раз – против конторы Chapter House, опрометчиво использовавшей закопирайченные названия. А вот если назвать эльдаров «космическими эльфами», а десантников Хаоса – «братством Бедлама», то докопаться возможности нет никакой. Последние годы GW стала пользоваться принципом «не можешь уничтожить – возглавь». Например, новую линейку космодесантников Нургла сотворил дизайнер Максим Пасторель, до того лепивший нелегальных как-бы-нурглитов. Кроме того, GW взялась за работу с комьюнити, делает несколько вебкомиксов и даже не боится шутить над своей вселенной, выпуская не только пафосные ролики, но и пародийную пропаганду в духе «Звездного десанта».

10. Battlefleet Gothic, настолка про космические бои, стала основой для одноименной тактической RTS. Прославилась она не только тем, что там засветились корабли рас, не вошедших в обычный 40k (например, демиургов – гномообразных союзников тау), но и завязкой сюжета вокруг Чернокаменных крепостей, гигантских космических станций, необходимых полководцу Хаоса Абаддону для претворения в жизнь очередных зловещих планов. Поскольку этой настолке уже полтора десятка лет, а компьютерная версия основана на сюжете оригинала, связывать ее с современным «Вархаммером» долго никто не решался... Пока Чернокаменные крепости недавно не засветились в основной вселенной, и в ноябре 2018 года не вышла настолка Blackstone Fortress, посвященная исследованиям одной из этих станций. А в команду исследователей входит, ни много ни мало, робот с полноценным ИИ – что во вселенной 40k является величайшей редкостью и осколком проклятых технологий древности. Не исключено, что перед нами первый представитель полностью новой стороны конфликта.