Политологи изучают международное право с момента рождения политологии как дисциплины. Например, в Соединенных Штатах, когда в 1903 году была основана Американская Ассоциация политической науки (АПСА), ее устав определил цель организации как “поощрение научного изучения политики, публичного права, администрации и дипломатии”, а “международное право и дипломатия” были одной из семи основных областей ее деятельности.
С тех пор политологические исследования в этой области развивались в пять этапов.
- Во-первых, на этапе формализма, предшествовавшем Второй мировой войне, политологи—в отличие от своих коллег по юридическим школам—сосредоточились в основном на анализе правовых основ и исторического развития международного права, а также на систематическом описании его содержания.
- Во-вторых, на реалистической стадии политологи бросили вызов формалистскому подходу, настаивая на важности социального и политического контекста международного права, включая роль государственной власти, в объяснении создания и воздействия международного права. Одним из продуктов реалистической стадии был глубокий скептицизм в отношении роли международного права в сфере высокой политики, но без отрицания влияния международного права в менее политических областях деятельности.
- На третьем теоретическом этапе политологи вышли за рамки реалистической критики международного права, используя различные теоретические подходы, включая бюрократическую теорию принятия решений и теорию систем, для разработки объяснений того, как международное право может играть роль в мировой политике.
- Четвертая стадия международных конфликтов, более эмпирическая, но более управляемая правоведами, чем политологами, перешла от теории к исследованию роли международного права в международных конфликтах - той самой области международных отношений, где реалисты больше всего сомневались в значительной роли международного права.
- Пятый и нынешний этап исследований в области международного права и международных отношений (IL/IR) является совместным предприятием ученых-юристов и специалистов в области международных отношений. Появление и уточнение трех парадигм международных отношений как альтернатив реализму способствовало активизации политологической науки о международном праве на этом пятом этапе: институционализм и либерализм.
Хотя исследования на этом последнем этапе разнообразны, они, как правило, подчеркивают создание международного права, включая возникновение и эволюцию международных правовых норм и разработку договоров, соблюдение государствами международного права и международные суды.
По существу, «IL/IR» сосредоточили свое внимание в основном на трех областях права: права человека, международное экономическое право и международные конфликты. Методологически она дополняет теоретические и тематические ориентации более ранних этапов политологических исследований частым использованием крупномасштабного статистического анализа для проверки гипотез о роли права в международных отношениях.
Право и Мировая политика
Уже существует множество превосходных и всесторонних обзоров этапа междисциплинарных исследований в области международного права. Было бы мало смысла дублировать их здесь. Поэтому остальная часть этой статьи посвящена новому шестому этапу междисциплинарных исследований, который я называю "Право и Мировая политика “(L/WP), чтобы отличить его от трех тенденций в науке «IL/IR»:
- акцент на одном типе права, международном праве (особенно публичном международном праве) и одном типе судов, международных судах («IL» в «IL/IR»);
- акцент на поведении государства («IR» в «IL/IR»);
- акцент исключительности международного права, отраженной тенденцией «IR/IL» рассматривать международное право и внутреннее право как разные по своей природе.
«L/WP scholarship»
Во-первых, выступая против “централизма международного публичного права” и “централизма Международного суда”, «L/WP scholarship» включает в себя роль не только международного частного права, но и внутреннего права, национальных судов и других национальных правовых институтов в международных отношениях.
Во-вторых, выходя за рамки IR, «L/WP scholarship» принимает парадигму ”мировой политики", которая становится все более влиятельной в политической науке, включая право, регулирующее не только международные отношения, но и транснациональные отношения.
В-третьих, «L/WP scholarship» отвергает концепцию международного права или отличающегося по своей природе от внутреннего права. Бросая вызов исключительности международного права, «L/WP scholarship» сосредотачивается на аналогичных структурах и функциях международного права и внутреннего права, чтобы теоретизировать через внутренний и международный разрыв с целью развития более глубокого понимания взаимосвязи между правом и политикой.
Роль внутреннего права и внутренних правовых институтов в международных отношениях
Помимо международного права: роль внутреннего права и внутренних правовых институтов в международных отношениях как предполагает “IL” в «IL/IR», «IL/ IR scholarship» фокусируется прежде всего на одном типе права, международном праве и одном типе суда, международных судах.
«L/WP» выходит за рамки международного права и международных судов—то есть за рамки “IL” с точки зрения «IL/IR»—путем включения внутреннего права и внутренних правовых институтов в изучение международных отношений.
Первый из них направлен на совершенствование отчетности о роли международного права и международных судов в международных отношениях путем включения в эти отчеты внутренних правовых основ международного права и международных судов.
Второй поток более резко отрывается от текущей исследовательской программы «IL/IR», сосредоточив внимание на роли внутреннего права и национальных судов как самостоятельных значимых субъектов международных отношений, помимо их роли в качестве основ международного права и международных судов.
В первом потоке исследований «L/WP» основное внимание «IL/IR» по-прежнему уделяет роли международного права и международных судов в международных отношениях, но обращается к внутреннему праву и внутренним правовым институтам, чтобы помочь объяснить эту роль.
Хотя роль международного права и международных судов в международных отношениях остается главным элементом в этом направлении исследований, внутренние правовые основы международного права и международные суды все чаще становятся частью экспланансов.
Это направление исследований признает то, что международные правоведы давно поняли: внутреннее право и внутренние суды являются основополагающими для развития международного права, применения международного права, соблюдения международного права и эффективности международных судов.