С конца девяностых годов произошел взрыв активности вокруг открытых данных и особенно открытых правительственных данных. В соответствии с официальными рекомендациями и при поддержке Европейской комиссии (ЕК) национальные правительства всех стран Европейского союза (ЕС) инвестируют средства в создание национальных открытых порталов данных в целях расширения доступа общественности к ценным, машиносчитываемым наборам данных, создаваемым государственными учреждениями и организациями.
В 2003 году ЕС принял Директиву о повторном использовании информации государственного сектора (Директиву ИОО), которая ввела общую законодательную базу, регулирующую порядок предоставления органами государственного сектора своей информации для повторного использования с целью устранения таких барьеров, как дискриминационная практика, монопольные рынки и недостаточная прозрачность . Всем 27 государствам-членам ЕС предписано осуществлять Директиву ИБОР через национальные правовые системы. 10 апреля 2013 года ЕК объявила, что государства - члены Европейского союза утвердили текст новой директивы по ИБОР.
В новой Директиве подчеркивается важность возможности повторного использования открытых данных и далее поощряется распространение открытых порталов данных. После официального открытия национальных открытых хранилищ данных их воздействие было тщательно изучено в соответствующей литературе. Бертот и др. определили прозрачность, доверие и более глубокие отношения граждан с общественными интересами в качестве ключевых долгосрочных преимуществ открытых порталов данных.
С другой стороны, Хогге упоминает критику порталов данных США и Великобритании в связи с их фактическим воздействием на повседневную жизнь граждан. Кроме того, Хогге исследует стратегии и характеристики открытых порталов данных и рассматривает нерешенные вопросы для развивающихся стран и стран со средним уровнем дохода.
Кроме того, Гурштейн проводит поддерживающий, но критический анализ открытых государственных данных с точки зрения их возможного воздействия на бедные и маргинализованные слои населения и приходит к выводу, что в отсутствие конкретных мер по обеспечению поддержки для обеспечения широкой основы для эффективного использования данных могут возникнуть основания для беспокойства.
Между тем, Майер и Хубер обсуждают влияние открытых данных на отношения между гражданами, органами государственного управления и политической власти, а Динг и др. выделяют потенциальные инновационные аспекты открытых порталов данных и извлеченные уроки. Во всей литературе широко распространена проблема оперативной совместимости правительственных источников данных, особенно на семантическом уровне. Например, Янссен и др. подчеркивают важность интероперабельности в инфраструктурах электронного правительства и порталах данных.
Семантика и язык, к которым привязан каждый портал данных, является одной из наиболее распространенных и неотъемлемых проблем взаимодействия. Большинство наборов данных публикуется на родном языке страны, которая обслуживает портал данных. Другая серьезная проблема совместимости заключается в широком спектре несовместимых лицензий, которые продвигает каждая страна, как пояснили Miller и др.
Другой интересной темой, тесно связанной с открытым информационным ландшафтом, являются открытые инновации, которые являются одной из самых актуальных тем за последнее десятилетие. Этому есть множество причин, а также обширная литература, подробно описывающая контекст, обстоятельства, в которых компания может использовать такие инновации, и в целом доступные результаты.
Порталы открытых данных являются прекрасным ресурсом для инноваций, особенно когда речь идет о связанных открытых данных, в основном из-за их взаимосвязанного характера. Если говорить более конкретно, когда применяются такие стандарты, как Resource Description Framework (RDF), то через протокол SPARQL и язык запросов RDF (SPARQL) существует общий интерфейс прикладного программирования (API) для всех приложений, которые хотели бы облегчить работу с этими данными. В целом, открытые данные доступны для разработчиков и исследователей, чтобы дополнить их своими идеями.
Таким образом, потребность в общей практике и рамочной основе могла бы быстро привести к более широкому внедрению таких технологий. Несмотря на распространенное мнение, что организациям дорого принимать открытые данные из-за их стоимости, существует несколько противоположных примеров этого тезиса, и мы видим все больше компаний, которые фактически способствуют развитию таких технологий. Инновации через открытые стандарты могут все больше стимулировать творчество, как в предпринимательских сообществах, так и в стартапах, которые уже являются хорошо зарекомендовавшими себя сообществами во всем мире.
Например, в настоящее время наблюдается тенденция, когда такие инициативы сосредоточены вокруг данных о местоположении. Широко используются новые технологии, использующие местоположение, такие как смартфоны, планшеты, даже часы и другие, и вокруг них разрабатывается все больше и больше программного обеспечения. Для достижения успеха в этих направлениях разработчики стараются повторно использовать имеющуюся информацию о таких данных.
Крупные компании, такие как Nokia, Google и Facebook, предоставляют свои собственные данные через API и разработчиков, использующих их, создают программные приложения. Аналогичные усилия предпринимаются в отношении связанных геоданных и открытых геопространственных данных, которые также предоставляют.
Эти усилия предоставляют более или менее ту же информацию, что и инструменты предприятия, перечисленные выше в общем интерфейсе SPARQL, в то время как остальные используют свои собственные API и собственные протоколы, и в основном платят по мере продвижения политик. Анализ этого вопроса представлен Райвио и Лууккайненом, исследуя преимущества открытых инноваций в мобильной сфере.
В дополнение к вышесказанному, существуют также открытые порталы данных, соответствующие тем же открытым стандартам, что и RDF и SPARQL, предоставляющие карты для областей, загруженных простыми пользователями, а не только из учреждений или компаний. Этот пример использования является историей успеха в штате Орегон в отношении морской плиты.
Предоставление гражданам и молодым разработчикам стимулов, таких как призы за игры, может оказать значительное влияние на массовое обогащение открытых хранилищ данных. За последние годы вокруг порталов данных Открытого правительства появилось огромное количество сообществ, занимающихся разработкой новых идей и приложений.
Вместе с тем распространение в последние годы таких инициатив в области открытых правительственных данных, и в частности порталов данных открытого правительства, породило серьезные вопросы с точки зрения операционной совместимости, стандартов, услуг, открытости и перспектив развития каждого портала. Систематический анализ этих порталов доступен лишь в ограниченном объеме.
Всеобъемлющий анализ возможностей и потенциала этих инициатив в настоящее время отсутствует в современной научной литературе. Для устранения вышеуказанного пробела используются характеристики и предположения, содержащиеся в литературе, для проведения современного анализа инфраструктуры публичных данных с функциональной, семантической и технической точек зрения с целью получения более полного представления о текущем ландшафте публичных данных.
В итоге:
Внимание заострено на странах Европейского союза, где есть намерения выявить нарушения и проблемы, связанные с предоставлением открытых данных по всем изученным странам.
Исследование началось с текущей ситуации с открытыми источниками данных в Европе. После этого удалось собрать, классифицировать, статистически проанализировать и сравнительно оценить открытые государственные данные по всему Европейскому Союзу.
Об этом поговорим в следующей статье.