Почему россияне открыли для себя Мишеля Нострадамуса именно на стыке 1980–1990-х гг.? Уж так повелось, что к предсказателям в принципе обращаются в самое смутное время. Люди чувствуют неуверенность в завтрашнем дне и пытаются искусственно вернуть себе спокойствие, как бы заручиться поддержкой потусторонних сил.
И некоторые удачно используют это людскую потребность.
Как и любого предсказателя, Нострадамуса зачастую при толкованиях поворачивают то так, то этак, в результате чего его прогнозы обосновывают радикально противоположные вещи.
Нострадамус жил в жуткое время: сплошные эпидемии да социальные кризисы. Не зря, ой, не зря все 970 его катренов пронизаны горечью. Вчитайтесь: ни единый из них не говорит о чем-то позитивном!
Вот потому и нельзя сказать, как некоторые нынешние критиканы, что, дескать, великий пророк предвидел великие же кошмары в России: о чем бы ни писал Нострадамус, он в принципе писал негативно, а не исключительно о нашей стране.
Чтобы не нагружать пост, конкретные примеры предсказаний Нострадамуса о России дам в комментарии к этому посту.
Почему? Может быть, потому, что негативная информация имеет более яркий эффект, нагнетает более сильное впечатление, глубже и на более длительное время воспринимается бессознательным?
Как большинство предсказателей, Нострадамус писал языком крайне туманным и словно бы нарочно запутанным.
А может, и впрямь – неслучайно он так запутывал слова и смыслы? Историки, докопавшиеся до остальных сочинений нашего поэта, были удивлены. Оказалось, что наш герой писал не только пророчества, но и сугубо бытовые тексты, порой прямо-таки рекламные, например трактат о косметике. И уж там, а также в его личной переписке, нет никаких «черных дыр и туманностей»: все описано предельно ясным языком без двусмысленностей.
Помните, в «12 стульях» мадам Грицацуева приходит к гадалке? И та предсказывает ей будущее, «употребляя слова и термины, принятые в среде графологов, хиромантов и лошадиных барышников». Похоже, этот «профессиональный» язык гадалок, действительно, существует.
По сути, стихи Нострадамуса – это такой вот средневековый хайп. Ведь наш предсказатель применял агрессивные приемы, причем с учетом предпочтений публики: предсказывал «на конкретный заказ» и «на широкую публику». Его «сверхреклама», или «реклама+», выполняла роль не столько информативную (вспомним о туманности), сколько нагнетающую впечатления, создающую ажиотаж.
Да и стихотворный жанр у Нострадамуса использовался непонятно зачем: все литературоведы едины во мнении, что поэтом он был неважнецким. Получается, стихи нужны были для пущего эффекта и большей таинственности, позволяли говорить не прямо, а аллегориями да метафорами?
Сознательно или нет, но наш стихотворец употреблял приемы, которые в наши дни активно применяют ПР-щики, чтобы продвинуть фирмы или отдельных лидеров.
Кстати, критическое отношение к этому пророку родилось уже у его современников. Так, его прежний друг Скалигер писал: «Доверчивая Франция, на что ты надеешься, чего ты ждешь, цепляясь за слова, рожденные с такой яростью..? Как можешь ты поддерживать человека, который самоуверенно насмехается над тобой?»
Однако, похоже, принцип «плохая реклама – самая лучшая реклама» действует во все времена. И вот в XVI в., чем больше нападали на нашего прозорливца, тем громче становился его успех у публики, тем больше ширились ряды его поклонников.
Его приглашали за советом как простые горожане, так и самые влиятельные лица государства, как для составления глобальных предсказаний в рамках мировой истории, так и для мелких дел вроде поисков кладов и ведения частных детективных расследований. Ему благоволила королева, его сделали личным советником короля, ему платили большие деньги.
Он внушал страх и уважение, его почитали за шарлатана, играющего на человеческих слабостях, и за гения-прозорливца, предвидевшего будущее по наитию, данному Свыше.
Кем же он был на самом деле?
Конечно, 100%-тно утверждать сложно. Однако для прозорливца Мишель был чересчур рационален. Он слишком четко и последовательно использовал методы, которые современным языком мы называем хайпом.
Ключевой методологический принцип Мишель Нострадамус заимствовал у Гермеса Трисмегиста: «То, что наверху, то и внизу». В преломлении на пророчества это звучало так: «То, что было, то и будет». Отталкиваясь от логики развития прошедших времен, он спрогнозировал будущее. А добавив к этому астрологические знания, он составил своего рода матрицу будущего.
Был ли Нострадамус прозорливцем, черпавшим знания Свыше, сказать сложно. Но вот то, что он был отличным методологом, ПР-щиком и хайповцем, – это точно.
Читайте также:
· «Как относились к любви и интиму масоны?»;
· «8 пикантных фактов об этих загадочных масонах»;
· «В какие приметы верить можно, а в какие – нельзя?»;
· «Ченнелинги и прочие послания иных миров: предсказания, игры или..?».