Когда речь об авиации, то у всех на слуху понятие "черный ящик". В понимании простого человека-пассажира - это некий очень прочный сейф, которому не страшны крушения, воздействие воды или огня. По его данным, важные люди (которых в телерепортажах принято называть "эксперты") непременно найдут причину и следствие аварии. На самом деле так и есть, но расшифровка бортовых регистраторов производится постоянно, за каждый полет, вне зависимости от того, как он прошел. Потому что важно искать малейшие нарушения пилотов, вовремя объяснить, научить, если нужно - наказать, чтобы в дальнейшем ошибка не повторилась и не привела к плачевным последствиям. Этим занимаются штатные расшифровщики и инструкторы.
А что на железной дороге?
В поездах тоже используются системы регистрации параметров движения, разница с авиацией в том, что носители информации не защищены так же основательно, как в самолете, в этом нет необходимости.
После каждой поездки машинист считывает электронный носитель в базу данных, расшифровка производится, как правило, в течение суток в специальном подразделении "Центр расшифровки".
В настоящее время на локомотивах используется много самых разных приборов регистрации. Одни предназначены исключительно для индикации и регистрации (например, КПД-3П, В), другие, дополнительно, обеспечивают безопасность движения, контролируя и исключая неправильные действия машиниста (например КЛУБ-У, БЛОК). Покажу самые распространенные на сегодняшний день.
КПД-3ПА Комплекс средств сбора и регистрации данных
ранее назывался комплекс Контроля Параметров Движения, сегодня полное наименование изменилось, а аббревиатура осталась.
Для регистрации и хранения данных о поездке использует модуль памяти малогабаритный энергонезависимый МПМЭ-128.
КПД-3В
является более старой версией КПД-3, буква означает тип комплекса, в настоящее время не выпускается, постепенно выводится из эксплуатации.
Для регистрации и хранения данных о поездке использует модуль памяти малогабаритный энергонезависимый МПМЭ-64, а также способен при помощи приставки БР-2 производить запись на специальную ленту по методу выжигания металлического напыления.
КЛУБ-У Комплексное локомотивное устройство безопасности - унифицированное
прибор объединил в себе регистрирующее устройство, локомотивную сигнализацию, индикацию скорости, давления, координаты и многое другое.
БЛОК Безопасный локомотивный объединенный комплекс
имеет еще более широкий спектр возможностей, устанавливается, как правило, на заводе-изготовителе локомотива, так как входит в общую систему управления локомотивом.
Системы КЛУБ-У и БЛОК сложно описать в одной статье, потому что их возможности и алгоритмы работы очень обширны. Приведу самые простые возможности:
- контроль максимально допустимой скорости (при превышении на 3 км/ч произойдет экстренное торможение)
- контроль бдительности машиниста (при помощи периодических, однократных проверок, либо с помощью подключенной системы ТСКБМ, измеряющей сопротивление кожи на запястье машиниста)
- остановка поезда перед светофором с запрещающим показанием (методом отработки кривой торможения, т.е. плавного снижения максимально допустимой скорости до нуля в процессе приближения к красному сигналу. Если машинист игнорирует снижение скорости - произойдет экстренное торможение)
- индикация расстояния до целей (станции, светофоры, переезды, ограничения скорости)
Что видит расшифровщик?
Основные параметры КПД: (сверху вниз)
- Светофоры с наименованием литеров
- Линия времени (каждую минуту движется вверх на одну позицию, каждые полчаса спадает вниз)
- Показание светофора перед поездом (по цвету линии - зеленый/желтый/красный)
- Фиолетовая линия давления тормозной магистрали
- Красная линия - порог допустимой скорости
- Желтая линия - фактическая скорость движения (если желтая линия пересечет красную - машинист превысил скорость)
- Наименование станций/километров, по которым едет поезд
Помимо основных, есть много сопутствующих параметров. Например, нажатие кнопок бдительности и ее продолжительность, состояние систем автостопа и автоматического управления тормозами, пробег локомотива...
Любые вопросы задавайте в комментариях или по адресу электропочты, указанной в описании канала.
Читайте предыдущие статьи: