В 1930 году СССР в рамках модернизации и обновления флота задумал постройку 4 линкоров по проекту, который получил название "Советский Союз".
Забегая наперед скажу, что в итоге из этого ничего не вышло, ввиду колоссальных трудностей с которыми пришлось столкнуться при постройке новых кораблей.
По наследству от империи, СССР досталось 4 линкора класса "Севастополь" (3 из них принимали участие в ВОВ) и 4 линкора типа "Императрица Мария" (были разобраны еще в 20-30 годах).
К этому времени оставшиеся корабли были, откровенно говоря, устаревшими и не могли конкурировать с иностранными дредноутами.
Поэтому принимается решение, если уж строить новые корабли, то они должны превосходить все, что имелось на тот момент в мире.
Проектирование
Первые трудности начались еще на стадии проектирования. С образования СССР кораблестроительная отрасль находилась в состоянии стагнации, специалистов катастрофически не хватало и даже создание чертежей уже вызывало трудности из-за отсутствия достаточно опытных инженеров в этой отрасли.
Ввиду этого пришлось срочно начать подготовку специалистов, а также разработку собственных и покупку иностранных технологий. Правда и здесь была проблема - прочие страны не очень-то хотели дружить с коммунистами и договориться удалось только с Италией и Великобританией.
ЭТО ВАЖНО: закупались именно технологии производства тех или иных узлов корабля, а не готовые комплектующие.
Окончательно проект советских линкоров был утвержден лишь 13 июля 1939 года. Т.е. на создание одного только проекта потребовалось 9 лет, за которые удалось нагнать колоссальное отставание в отрасли.
Производство
С производством тоже было не все гладко. Освоение новых технологий требовало времени и, главное, опыта. Если создание 406-мм орудий прошло относительно гладко, то ни опыта, ни оборудования для проката 420-мм корабельной брони СССР попросту не имел - эту отрасль также пришлось развивать практически с 0.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: при проектировании одних только орудий и всех сопутствующих им механизмов было создано 30 тысяч чертежей.
И это не говоря уже о том, что в стране банально отсутствовали верфи, на которых можно построить 270-метровый линкор - их тоже пришлось строить или модернизировать уже имеющиеся.
Первый линкор серии был заложен еще до окончательного утверждения чертежа - в 1938 году. В 1939 к нему присоединились еще 3 аналогичных корабля - Советская Россия, Советская Украина и Советская Белоруссия.
Постройку Советской Белоруссии отменили в 1940 году, а, когда началась война, заморозили и 3 оставшихся корабля. Опыт Второй Мировой войны показал, что дредноуты изжили себя, как класс. Да и "Советский Союз" уже морально устарел к 1945 году и достраивать 3 оставшихся корабля было бессмысленно.