Последняя программа развития Китайского императорского флота была принята в 1910 году. Планировалось создать 3 мощных флота, укомплектовать их крупными кораблями (всего планировалось приобрести не менее 11 кораблей типа дредноутов и линейных крейсеров). Она была рассчитана на 7 лет и предусматривала ,помимо прочего,заказ трех учебных крейсеров.Проект был разработан конструктором "Армстронга" Джозайя Перретом .Корабли предназначались для обучения курсантов управлению современной комбинированной силовой установкой и различными системами вооружений.Сами крейсера были промежуточным вариантом между бронепалубными( 3-го класса) и легкими крейсерами.
Два крейсера были заложены в Великобритании (фирмы «Армстронг» и «Виккерс»), один — в США (фирма «Нью-Йорк Шипбилдинг»).
В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, закончившаяся свержением монархии. Республиканские власти,получив в наследство пустую казну, сделали вывод о невозможности увеличения состава флота и аннулировали имперскую военно-морскую программу. Строившийся последним «Фэй-хун» остался невыкупленным и был продан в 1914 году Греции, где получил имя «Элли». Были предприняты попытки продать и уже готовые «Чжао-хэ» и «Ин-жуй», но в конце 1912 года их пришлось забрать самим китайцам.
Построенные как учебные корабли,крейсера оказались,однако,самыми мощными и современными кораблями китайского военного флота.При этом по вооружению,защите и скорости они уступали даже легким крейсерам периода первой мировой войны.В 30-х же они оказались окончательно устаревшими.
По наименованиям для головного крейсера наиболее соответствующим являются «Чжао-Хэ» (кит. трад. 肇和, пиньинь: Zhào Hé, палл.: Чжао Хэ, Уэйд-Джайлз: Chao Ho) ,для второго- «Ин-жуй» ,при этом иногда употребляются «Чао-хо» и «Ин-Суэй» соответственно,что ,однако, не соответствует принятой системе транскрипции китайских названий на русский язык, и является транскрипцией устаревшей английской системы.
«Чжао-хэ» «Chao Ho» 肇和 — заложен 7 ноября 1910 г. в Эльсвике (Англия) на верфи Армстронга, спущен на воду 23 октября 1911 г., введен в строй 1 декабря 1912 г.
«Ин-жуй» «Ying Swei» 应瑞 — заложен 12 декабря 1910 в Барроу (Англия) на верфи Виккерса, спущен на воду 14 июля 1911 г., введен в строй 1 декабря 1912 г.
«Фэй-хун» «Fei Hung» 飞鸿 — заложен 14 июня 1912 г. в Нью-Йорке, спущен на воду 4 мая 1913 года.«Фэйхун» остался невыкупленным и был продан в 1914 году Греции,где стал знаменитым крейсером "Элли".
Водоизмещение 2750 т (Чжаохэ). 2500 (Инжуй) .Длина 105 м .Ширина 13 м (Чжаохэ). 12 м (Инжуй). Осадка 4 м. Бронирование-палуба: 19-25 мм; скосы: 51 мм (Чжаохэ), 37 мм (Инжуй); рубка:76 мм .Двигатели-3 паровые турбины, 8000 л. с.Движитель 3 винта. Скорость хода 22 узла максимальная. Экипаж 330 человек.
Вооружение-2×1 152-мм/50; 4×1 102-мм/45;4×76 мм (Чжаохэ), 2×76 (Инжуй); 6×1 47-мм . Минно-торпедное вооружение- 2 × 457-мм торпедных аппарата
Усиливалось ли перед войной зенитное вооружение крейсеров сведений нет,возможно ,что до этого у китайских флотоводцев руки не доходили.
Китайские крейсера получили стальной удлиненный корпус с полубаком и полуютом, две чуть скошенные трубы, две лёгкие мачты без марсов, носовой мостик. Бронирование ограничивалось броневой палубой толщиной в дюйм с двухдюймовыми скосами и броней боевой рубки и щитов орудий. Силовая установка состояла из трех паровых турбин системы Парсонса и четырех огнетрубных цилиндрических и двух водотрубных котлов со смешанным угле-мазутным отоплением мощностью 8000 л.с.. Вместо проектных 20 узлов крейсера на испытаниях показали 22. Вооружение состояло из 6-дюймовых орудий на полубаке и полуюте и четырёх 4,7-дюймовых орудий на окончаниях главной палубы. Минное вооружение — три палубных поворотных торпедных аппарата.
«Ин-жуй» незначительно отличался от «Чжао-хэ» суженным корпусом, меньшей толщиной скосов бронепалубы, сокращенным запасом мазута, расположением дымовых труб и мачт, формой надстройки и прожекторной площадкой на полуюте и на две штуки меньшим количеством 3-х дюймовок.
Первоначально «Чжао-хэ» направили в состав Южного флота и базировался на Кантон (Гуанчжоу), а «Ин-жуй» был передан Центральному флоту с базированием на Шанхай.
ШАНХАЙ, 23. XI—6, XII. Вчера, вечером, группа, революционеров поднялась по реке, пристала к крейсеру «Чжао Хэ», склонила его команду к восстанию и открыла огонь по арсеналу.
Орудийная стрельба продолжалась полчаса. Несколько снарядов попало в иностранные концессии, но не причинило вреда европейцам.
Производится расследование. 7 декабря (24 ноября) 1915 г("Русское слово")
В 1922 году вместе с основной частью Кантонской эскадры «Чжао-хэ» перешёл в Циндао.В 1929 году после окончания в Китае гражданской войны вошёл в состав Северо-Восточного флота, где находился до 1933 года, после чего вернулся в Гуанчжоу. После ухода в 1935 году в Нанкин старых бронепалубных крейсеров «Хайци» и «Хайчэнь» «Чжао-хэ» остался единственным крейсером и флагманом Южной китайской эскадры.
«Ин-жуй» все время службы находился в составе Центрального флота в Шанхае и в начале 1930-х годов, с вступлением в строй первого китайского современного легкого крейсера «Нин хай», был передан в Учебную эскадру, однако затем возвращен в состав 1-й эскадры Центрального флота, где нес службу вместе с двумя новыми лёгкими крейсерами.
После начала японо-китайской войны и появления у побережья Китая мощных группировок японского военно-морского флота, «Чжао-хэ» и «Ин-жуй», в отличие от более старых китайских крейсеров постройки конца XIX века, не были сразу затоплены в фарватере, а приняли бой.
«Чжао-хэ» принял участие в единственном в этой войне морском сражении с японскими кораблями. 14 сентября 1937 г. китайская 4-я (Кантонская) эскадра в составе: крейсер «Чжао-хэ» (флагман адмирала Чэнь Цэ (陳策, 1894—1949, также известен как Чан Чак/Chan Chak в кантонском произношении)), старый бронепалубный крейсер «Хайчоу» (1897), три малых канонерских лодки и патрульное судно близ фортов Бока Тигрис в устье реки Чжуцзян около Гуанчжоу были атакованы японским отрядом из легкого крейсера и трёх эсминцев. По другой версии, «Чжао-хэ» и «Хайчоу» сами вышли в море на «поиск противника» и, встретив превосходящие силы японцев, отошли под прикрытие береговых батарей.Есть легенда ,что японским крейсером в этом бою был "Юбари",но в его послужном списке сведения об этом бое отсутствуют.
В ходе боя «Чжао-хэ» получил серьёзные повреждения и, чтобы избежать затопления, был вынужден выброситься на отмель. Тем не менее японские корабли отступили под огнём с китайской эскадры и береговых батарей. Для окончательного уничтожения флота Китая и подавления фортов, прикрывавших подходы к Гуанчжоу, японцы вынуждены были использовать палубную авиацию с лёгких авианосцев «Рюхо» и «Хосё». В ходе одного из авианалётов 30 сентября стоявший на отмели «Чжао-хэ» был уничтожен (по другим данным, это произошло 28 сентября).
По версии, изложенной Музеем ВМФ Китайской Республики (Тайвань), 25 сентября 1937 года отряд кораблей Гуандунской эскадры из 6 кораблей был атакован японскими самолётами в районе форта Хумэнь (虎門, также известен под английским названием Бокка Тигрис), при этом крейсер «Чжао-хэ» загорелся и затонул.
23 октября 1937 года стоявший на Янцзы у порога Цайшицзи, неподалеку от г. Цзянъинь, крейсер «Ин-жуй» был атакован японскими самолётами. «Ин-жуй», с которого в этот момент демонтировали основное вооружение для передачи на сухопутный фронт, потерял в ходе авианалета 15 человек убитыми и 40 ранеными, загорелся и затонул.
В общем все умерли...
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам