Некоторое время назад мы обсуждали тему борьбы с роком в СССР середины 80-х годов. Статья имела значительный резонанс и я подумал, что было бы полезно развить тему и посмотреть, как поменялась по отношению к рок-музыке (и к хэви-музыке - в частности) "линия партии" со сменой высшего руководства страны и сменой ориентации от "борьбы со всем западным" до прямо противоположной. Ну и познакомиться с печатными работами в советских СМИ второй половины 80-х годов, всегда отражавшими, как лакмусовая бумажка, эту самую пресловутую "партийную линию".
После вступления в должность Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачёва в СССР осуществляется попытка кардинального реформирования экономической системы страны, а во внутренней политике появляются такие понятия как "гласность" и "свобода слова и печати" - эта относительная свобода, отсутствие "директив" позволяют журналистам (ещё вчерашним "обличителям" и "пламенным борцам") писать более объективные и стилистически разнообразные статьи, включая заметки о бывшей ещё недавно "враждебной" рок-музыке. Знакомимся с примерами:
Анонимная статья, как я полагаю, датирована 1990-м годом (по времени выхода "последнего" на тот период альбома группы Pantera "Cowboys from Hell"). В ней мы всё ещё замечаем пережитки уходящей навеки эпохи в словосочетании "... акции "Пантеры" резко прыгнули вверх..." (как намёк на западное "капиталистическое" происхождение коллектива), в написании кириллицей английских слов: "Пожектс Ин Зе Джангл" и "Ай Эм Зе Найт". Но, в общем, стиль изложения статьи варьирует от нейтрально повествовательного до умеренно благожелательного, что невозможно было себе представить в заметках советской прессы о метал-бэнде ещё пятью-шестью годами ранее.
Ещё одна заметка, теперь уже под авторством Сергея Рыжикова, из еженедельной рубрики "Мир увлечений" (полагаю, газеты "Комсомольская правда"). Датировка (по "последнему" тогда альбому группы Accept) - 1989 год. С журналистом Рыжиковым мы уже знакомы по его статье 1991 года про коллектив Kreator, где, по его заверению участвует "итальянский музыкант Милон Петроза". В статье, которую мы приводим сегодня в качестве примера и посвящённой творчеству Эксепт, Сергей тоже допускает ряд неточностей (ну, хотя бы, в названии альбома 1985 года "Железное сердце"). Однако, как и в нашем предыдущем примере, стиль изложения в статье нейтрально повествовательный, сменяющийся в последнем абзаце доброжелательностью во фразе: "... Группа находится в поиске своего оптимального состава, который вернул бы ей былую славу. Этого, между прочим, ждут и многочисленные советские поклонники творчества "Эксепта". О чём свидетельствуют письма, поступающие от них в нашу субботнюю рубрику..." - конец цитаты.
А вот заметка из рубрики "Информация. Фото. Интервью." газеты "Пионерская правда" (подшивка за 1987-1989 годы):
Как видим, в статье и про отечественную "тяжёлую" группу звучат такие лестные слова как "популярность", "съёмки", "большой интерес". А ведь, казалось бы, ещё вчера по историческим меркам (в апреле 1982 года) в "Комсомолке" была опубликована статья "Рагу из синей птицы", где был буквально "размазан по полу" Макар и его Машина времени...
Что ж, так стремительно менялись тогда в нашей стране нравы под "Ветер перемен" группы Scorpions, звучавший в те дни практически из каждого советского "утюга" на кухне!
А с вами был, как всегда, не взирая ни на какие "ветра", обозреватель разных "железяк" и газетных статеек - Талер Звонкий. Не прощаюсь.