Найти тему
Звонкий Талер

Советская пресса о Heavy Metal (период Перестройки)

Некоторое время назад мы обсуждали тему борьбы с роком в СССР середины 80-х годов. Статья имела значительный резонанс и я подумал, что было бы полезно развить тему и посмотреть, как поменялась по отношению к рок-музыке (и к хэви-музыке - в частности) "линия партии" со сменой высшего руководства страны и сменой ориентации от "борьбы со всем западным" до прямо противоположной. Ну и познакомиться с печатными работами в советских СМИ второй половины 80-х годов, всегда отражавшими, как лакмусовая бумажка, эту самую пресловутую "партийную линию".

После вступления в должность Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачёва в СССР осуществляется попытка кардинального реформирования экономической системы страны, а во внутренней политике появляются такие понятия как "гласность" и "свобода слова и печати" - эта относительная свобода, отсутствие "директив" позволяют журналистам (ещё вчерашним "обличителям" и "пламенным борцам") писать более объективные и стилистически разнообразные статьи, включая заметки о бывшей ещё недавно "враждебной" рок-музыке. Знакомимся с примерами:

"Пантера": Ковбои из ада
"Пантера": Ковбои из ада

Анонимная статья, как я полагаю, датирована 1990-м годом (по времени выхода "последнего" на тот период альбома группы Pantera "Cowboys from Hell"). В ней мы всё ещё замечаем пережитки уходящей навеки эпохи в словосочетании "... акции "Пантеры" резко прыгнули вверх..." (как намёк на западное "капиталистическое" происхождение коллектива), в написании кириллицей английских слов: "Пожектс Ин Зе Джангл" и "Ай Эм Зе Найт". Но, в общем, стиль изложения статьи варьирует от нейтрально повествовательного до умеренно благожелательного, что невозможно было себе представить в заметках советской прессы о метал-бэнде ещё пятью-шестью годами ранее.

"Эксепт" Сергея Рыжикова
"Эксепт" Сергея Рыжикова

Ещё одна заметка, теперь уже под авторством Сергея Рыжикова, из еженедельной рубрики "Мир увлечений" (полагаю, газеты "Комсомольская правда"). Датировка (по "последнему" тогда альбому группы Accept) - 1989 год. С журналистом Рыжиковым мы уже знакомы по его статье 1991 года про коллектив Kreator, где, по его заверению участвует "итальянский музыкант Милон Петроза". В статье, которую мы приводим сегодня в качестве примера и посвящённой творчеству Эксепт, Сергей тоже допускает ряд неточностей (ну, хотя бы, в названии альбома 1985 года "Железное сердце"). Однако, как и в нашем предыдущем примере, стиль изложения в статье нейтрально повествовательный, сменяющийся в последнем абзаце доброжелательностью во фразе: "... Группа находится в поиске своего оптимального состава, который вернул бы ей былую славу. Этого, между прочим, ждут и многочисленные советские поклонники творчества "Эксепта". О чём свидетельствуют письма, поступающие от них в нашу субботнюю рубрику..." - конец цитаты.

Фрагмент эпической статьи эпического Рыжикова про не менее эпического "итальянского музыканта Милона Петрозу" (без комментариев)
Фрагмент эпической статьи эпического Рыжикова про не менее эпического "итальянского музыканта Милона Петрозу" (без комментариев)

А вот заметка из рубрики "Информация. Фото. Интервью." газеты "Пионерская правда" (подшивка за 1987-1989 годы):

Чёрный кофе в "Пионерской правде" - ничего удивительного - гласность, свобода слова и печати в стране...
Чёрный кофе в "Пионерской правде" - ничего удивительного - гласность, свобода слова и печати в стране...

Как видим, в статье и про отечественную "тяжёлую" группу звучат такие лестные слова как "популярность", "съёмки", "большой интерес". А ведь, казалось бы, ещё вчера по историческим меркам (в апреле 1982 года) в "Комсомолке" была опубликована статья "Рагу из синей птицы", где был буквально "размазан по полу" Макар и его Машина времени...

Что ж, так стремительно менялись тогда в нашей стране нравы под "Ветер перемен" группы Scorpions, звучавший в те дни практически из каждого советского "утюга" на кухне!

А с вами был, как всегда, не взирая ни на какие "ветра", обозреватель разных "железяк" и газетных статеек - Талер Звонкий. Не прощаюсь.