В Азербайджанском Культурном центре прошла лекция известного писателя и экскурсовода по Иерусалиму Игоря Трибельского, который рассказал о еврейских корнях христианства и ислама.
На вопрос «Можно ли сказать что-то новое о том, что кажется всем и так известно?» лектор ответил положительно, добавив лишь, что привести это известное в порядок - всегда нелишне.
«Среди прочих причин, к возникновению христианства привели две особенности еврейской религии.
1.Только у евреев, кроме общих для всех народов храмовых ритуалов, религиозная жизнь имела также и форму собраний для публичного чтения священных книг – Торы и дополнений из Пророков.
В отдельных общинах к ним могли добавлять еще какие-то свои тексты. Так было и в секте иудеев, последователей Иисуса из Назарета – они читали рассказы о жизни своего героя. Вскоре возник особый литературный жанр – евангелия, или «сообщение благой вести». Именно эти книги и стали центром притяжения для новых сектантов.
Христианство – это единственная религия на свете, которая возникла вокруг книг, литературы. И это произошло прежде, чем оно стало создавать уже свою собственную! То есть, строго говоря, сами евангелия следует считать не в меньшей степени еврейской литературой, чем, например, творчество обитателей Кумрана.
2. Сами евангелия представляли собой «узоры», сплетенные из нитей, вытянутых из ткани первичных еврейских произведений – ТАНАХа. Это было следствием главного закона Священного Писания – «Будущее – это отражение Прошлого». Как можно узнать черты Прошлого, когда они станут Настоящим? По знакам. Это могут быть имена, названия мест, обстоятельства, наконец, отдельные слова. Вопреки принятому мнению, евангелия писались не как отчет о событиях, а как пример такой реализации, построенной на знаковой системе библейского (для христианства – ветхозаветного) текста.
Ислам возник в 7 в. в другой стране (Аравии), в совсем иных условиях и в среде отличного от евреев народа. Откуда может появиться преемственность? Ответ на этот вопрос снова состоит из двух пунктов
1. Мухаммад, основоположник ислама, описывал свое призвание в качестве пророка такими же словами и образами, которые используются для этой цели в ТАНАХе. Не случайно, в течении долгого времени он был уверен, что не создает новую религию, а действует как продолжатель уже существующей, то есть, еврейской. В библейских пророках он видел своих предшественников, вместе с их принятием в его мировоззрение проникли многие духовные аспекты Священного Писания, в том числе и святость Иерусалима, о котором в Коране напрямую не сказано ни слова.
2. Мухаммад создавал не только (скорее, не столько) религию, но прежде всего, государство. Империю арабов, претендующую на овладение всем миром. Но единого народа в тот момент не существовало - был конгломерат племен, каждое из которых имело своего собственного предка-основателя. Мухаммад начал консолидацию этого пестрого множества с того, что объявил их общим праотцем Авраама через его первого сына Исмаила. Таким образом арабы почувствовали себя нацией только тогда, когда приняли взгляд Торы на свое собственное происхождение».
Игорь Трибельский