Как то недавно пришлось ремонтировать древнюю промышленную мясорубку. Она оказалась с очень неприятным сюрпризом. Но об этом позже. Жалоба поступила от поваров, что изделие перестало выполнять свою функцию, а именно крутить шнек. Т.е. двигатель работает, что то похрустывает в редукторе, но шнек не крутится.
Сразу возникло подозрение, что разбило зубчатые шестеренки редуктора. Но для того, чтобы убедиться, нужно было разобрать этот самый редуктор. Но для начала нужно было выяснить, кто произвел это изделие, его марку и модель. Без этого даже и разбирать ее нет смысла. Все запчасти сейчас приобретаются через интернет, а как ему задать поиск, если неизвестно что и для чего нужно искать. Визуальное обследование всех внешних поверхностей не дало ни какой информации. На мясорубке напрочь отсутствовали какие то маркировки и шильдики. Паспорта, гарантийного талона или каких нибудь других документов у владельца тоже не оказалось в наличии.
Чтобы от чего то отталкиваться нужно было узнать хотя бы примерный год ее выпуска. С виду корпус выглядел так, что можно было предположить, что мясорубку сделали еще в СССР, в годах так 60-х. Но вскрытие кожуха показало, что это было ошибочное суждение. Под старой изношенной кожей оказался достаточно молодой мотор, с еще даже не потемневшей краской. А на шильдике была информация, что произведено в России по стандарту ИСО2000. Т.е. как минимум, он изготовлен уже после Миллениума! Это давало надежду, что Яндекс сможет ее идентифицировать даже по запросу "промышленные мясорубки". И надежды оправдались, Яндекс показал нужную картинку, это оказалась мясорубка УКМ-12 производства пермского завода Торгмаш .
Первая проблема была решена. Далее предстояло отсоединить редуктор от электродвигателя и посмотреть, что там внутри. Открутить не составило труда, но далее ждал тот самый неприятный сюрприз.
Оказалось, что сальник, установленный на валу, который крутил шнек от износа прохудился, кровь и сок от мяса долгие годы потихоньку поступал в редуктор. Когда редуктор был отсоединен, эта жуткая смесь трансмиссионного масла со сгустками непонятной слизи и ароматом много лет как мумифицированной в жидком виде биологических жидкостей полилось во все стороны. От такой дикой и неожиданной вонючей атаки присутствующим работникам кухни слегка поплохело а кое у кого появились позывы убежать в туалет пообниматься с унитазом. Открытые окна немного помогли и пока проветривалось, жижа была собрана, редуктор упакован в мусорный мешок и вынесен на свежий воздух на промывку.
После промывки, на которую ушло пол ведра бензина, наконец то проявились детали внутренностей редуктора. Шестерни, на удивление, оказались в хорошем состоянии. А вот подшипники и сальники похоже все разлетелись. Шестерни с валами шатались в разные стороны, а с бензином из полости вывалилась горсть шарикоподшипников.
Чтобы добраться до подшипников, сначала сбиваем шестерню с центрального шнекового вала. Это легко было реализовано при помощи молотка и длинного болта.
На втором валу, передающим вращение с электродвигателя надеты две шестерни. И с ним пришлось какое то время повозиться.
Выбить вал через отверстие для установки подшипника не получилось, поскольку с другой стороны нет такого же отверстия, через которое можно было бы протолкнуть вал, а внутри вся длина занята шестернями - зацепиться не за что. Повезло, что один подшипник слабо сидел в гнезде и его удалось немного выдвинуть и расколоть зубилом внешнюю обойму.
На свет были извлечены ушатанные и полностью развалившиеся детали: 4 подшипника качения, 1- опорный подшипник и 1 сальник, удерживающий смазку внутри редуктора. Все это предстояло выкинуть в мусор и заменить на новые.
Образцы были связаны в пучок и теперь предстояло съездить в город и найти все детали. На удивление, искать долго не пришлось. В первом же магазине Вираж все оказалось в наличии.
Предварительно собираем все подшипники и сальники на валы, чтобы убедиться, что все подходит. Подшипники и сальник смазываем смазкой, в данном случае использовалась ШРУС.
В нижнем отверстии посередине имеется сужение, в котором будет находиться опорный подшипник. Он имеет меньший диаметр, чем подшипники качения. На валу он будет располагаться посередине между этими подшипниками. Поэтому на вал сначала одевается наружный подшипник качения и опорный, затем вставляется в гнездо и изнутри одевается второй подшипник. На широкую часть вала, которая идет в зацеп с шнеком, одевается сальник гладкой стороной наружу.
Вот так это будет выглядеть снаружи и изнутри редуктора. Далее на шпонку одеваем шестерню и прикручиваем на торец вала винт с шайбой. Они нужны для того, чтобы шпонка не вывалилась в процессе работы.
Далее собираем второй вал с передаточными шестернями. Собрать его оказалось гораздо легче, чем разобрать.
Намазываем густо смазкой подшипник и вставляем в глухое посадочное гнездо. Смазка поможет его лучше зафиксировать в гнезде.
Вставляем вал в сквозное отверстие и одеваем сначала малую шестерню на шпонку, а затем и большую. Внутри редуктора места мало и чтобы визуально было видно паз под шпонку, на шестерне делаем метку. Как только шестерни наделись на ось, нижний конец оси сам находит отверстие подшипника и остается только немного подстучать по ней молоточком, чтобы она зашла во внутреннюю обойму подшипника.
Одеваем второй подшипник, смазываем смазкой и привинчиваем заглушку, предварительно смазав ее герметиком.
На этом сборка передаточной системы закончена. Остается прикрутить крышку редуктора, также предварительно смазав соприкасающиеся поверхности герметиком-прокладкой.
Прикручиваем редуктор к электродвигателю, также смазав место сопряжения герметиком. Ждем 10-15 минут, пока герметик затвердеет и заливаем через специальное отверстие трансмиссионное масло. Масло должно до половины закрывать шестерни и литра для этого вполне достаточно.
Скручиваем кожух и вставляем горловину мясорубки со шнеком.
Пробный запуск показал, что мясорубка крутит шнек в обратную сторону. Мясорубка на 380 в. трехфазная и при разборке оторвались от кнопки два провода, пришлось их прикручивать наугад и видимо ошибся фазами. Пришлось заново снимать кожух и менять местами. После тестового пуска все заработало в штатном режиме: шумов, вибрации грохота и стуков больше не было и шнек крутился плавно и тихо в нужном направлении.
P.S. Жижа в редукторе оказалась с очень устойчивым запахом. Визуально руки с трудом, но удалось отмыть от этой грязи, но запах мертвечины не удавалось отмыть в течение 3 дней, даже горячая баня не помогла.
Уважаемые читатели канала, не забываем подписываться, ставить лайки и комментировать статьи! Ваша активность стимулирует развитие канала.
Похожие темы:
Переделка неисправного светильника аварийного освещения