Дизайнеры роботизированных приборов уделяют большое внимание способности своих устройств быть «выразительными». Значительная часть проводимых в настоящее время исследований роботизированных приборов выявляет возможности для получения звуковых нюансов в зависимости от количества параметров звукового контроля и их разрешения. Эти работы показывают, что уточнение этих параметров приведет к появлению более выразительного инструмента.
Уходя своими корнями в эстетику романтической эпохи, исполнитель способен передать слушателю смысл музыкального произведения, часто воспринимаемого как эмоция, через тонкие вариации артикуляции, тембра, динамики и фраз. Эту перспективу называют «переходной» в том смысле, что считается, что эмоции передаются от исполнителя к слушателю.
Переходная концепция музыкального выражения является проблематичной в случае роботизированных инструментов. Как машина может быть выразительной, если она не может чувствовать то, что может быть выражено? Обеспокоенность по поводу «живости» механической музыки восходит к музыкальным автоматам восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Современное научное понимание музыкального выражения сосредоточено на «интранситивной» перспективе, когда слушатель воплощает музыкальные действия, как визуальные, так и звуковые. Сосредоточившись на способности слушателя генерировать смысл через воплощение музыкальных действий, а не на передаче эмоций от исполнителя к слушателю, роботы-инструменты открывают пространство, в котором они могут стать выразительными.
В данной статье рассматриваются различия между самой выразительностью и чувственными способностями, а также музыкальной самореализацией как воплощенным опытом. В контексте музыки для сольных роботизированных инструментов, а также совместных выступлений и человеческой роботизированной импровизации люди представляют концепцию мехатронной экспрессии, чтобы отличать выразительное значение в представлениях, включающих роботизированные инструменты от музыки, исполняемой людьми.
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ПО СРАВНЕНИЮ С ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОБОТИЗИРОВАННЫХ ПРИБОРАХ
«Экспрессивность» - основная цель в области музыкальной робототехники. Разработчики роботизированных приборов подробно описывают выразительные возможности своих приборов с точки зрения количества управляемых звуковых параметров, а также разрешения этих параметров. Акцент на звуковых нюансах как средстве достижения большей выразительности параллелен развитию современных музыкальных устройст, где дискуссия часто сосредоточена на идее, что увеличение параметрического контроля и разрешения приводит к появлению более ясного инструмента. Эта аргументация основана на идее, что исполнители кодируют намерения, используя связанные с экспрессией подсказки, которые формулируются через музыкальные параметры, такие как темп, объем, артикуляция, тембр и т.д.
Роботизированные инструменты исполняют музыку автономно, без участия человека-исполнителя, осуществляющего экспрессивный контроль. При переходном взгляде на выразительность, автономные роботизированные инструменты выполняют роль передачи эмоционального смысла в музыке. Поскольку машины не могут чувствовать то, что может быть передано, роботизированные исполнения бросают вызов реализации того же вида экспрессии, интерпретируемой в человеческих исполнениях.
Переосмысление музыкального выражения в роботизированных инструментах
Как описано во введении, представление о том, что исполнитель передает эмоции через музыку, по-прежнему является преобладающим способом восприятия музыкального выражения. Однако современные исследования музыкальной экспрессивности фокусируются на «интранситивной» перспективе, коренящейся в феноменологии, включая теорию воплощения, структурализма и теорию коммуникации. Вместо того, чтобы рассматривать музыкальное самовыражение как передачу смысла от исполнителя к слушателю, действия музыкального исполнения воплощаются слушателем.
Недавние исследования музыкального жеста также описывают самовыражение как воплощение опыта. Такие теории представляют собой логическое продолжение миметического/реализованного понимания музыкального выражения. Cadoz и Wanderley описывают двунаправленный жестикуляционный канал связи, где невозможно отделить действие от восприятия. Перформативные жесты могут передать эмоциональный смысл, например, анализ чьей-то походки может определить, счастливы они или грустны. Помимо изучения жестов и их воплощения, область аффективных вычислений представляет собой интересный путь к лучшему пониманию выразительных возможностей машин.
Пикард утверждает, что компьютеры могут выражать эмоции, хотя сами они не обладают эмоциями до тех пор, пока у них есть каналы для общения, такие как голос или изображения на экране.
Роботизация в музыке
Роботизированные инструменты способны выполнять такие музыкальные жесты, как гипервиртуозная скорость, сложные ритмы, невозможные для человека артикуляции, неидиоматические жесты, такие как быстрые трели на самой низкой и самой высокой ноте инструмента, и алгоритмическое управление. Они также обладают собственными отличительными особенностями и ограничениями, которые варьируются в зависимости от инструмента, такими как микро-изменения во времени, вызванные физическими силами, включая трение и гравитацию.
Визуальный компонент роботизированных приборов предоставляет еще один важный путь для передачи экспрессии. Несколько разработчиков роботизированных приборов стремились увеличить экспрессивность своих приборов, создавая из них гуманоидные образы, например, роботизированные рок-группы. Люди склонны антропоморфизировать даже негуманоидных роботов, поэтому слушатель может наделять роботизированный инструмент человеческими качествами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И БУДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрение выразительности с интранситивной, воплощенной перспективы позволяет избежать ассоциации между музыкальным исполнением и передачей эмоционального смысла от исполнителя к слушателю. Это освобождает роботизированные инструменты от необходимости пытаться воспроизвести те звуковые нюансы, которые традиционно ассоциируются с выступлениями людей, и открывает путь к пониманию музыки, созданной с помощью роботизированных инструментов, как выразительной.
В данной статье основное внимание было уделено понятию мехатронного выражения с эстетической и творческой точек зрения. В дальнейших работах ученые надеются оценить опыт слушателей в применении различных подходов к выразительности в роботизированной музыке. Также они рассчитывают разработать методологию оценки экспрессивности в качестве конструктивного обоснования в области робототехники и изучить концепцию Заппи и Макферсона в области размерности и применения в музыке, созданной для робототехники.