«Выключи телефон и спрячься! Возьми побольше патронов! Угони вон ту машину, она быстрее!» – возможно, вы не раз проговаривали про себя что-то подобное, сидя вечером перед ноутбуком. Реалистичные сериалы привлекают зрителя возможностью примерить на себя роль борца за будущее человечества или задуматься о том, как бы он поступил на месте героев.
Мы подобрали 5 сериалов, снятых настолько реалистично, что от этого становится не по себе.
Черное зеркало (2011–2019)
Каждый эпизод сериала – отдельный фильм, который рассказывает завершенную историю. Название «Черное зеркало» отсылает к экранам смартфонов, в которых мы пропадаем по несколько часов в день. Главная идея сериала – показать взаимоотношения человека и современных технологий, которые настолько органично вписались в нашу жизнь, что мы их уже не замечаем. К каким бедам может привести это увлечение, в «Черном зеркале» показано с пугающей реалистичностью.
Действие сериала разворачивается в недалеком будущем: зритель видит привычные улицы, дома, автомобили, а также гаджеты, которые выглядят так, будто их можно будет купить в магазине уже завтра.
Многие фантазии создателей сериала могут стать реальностью в самое ближайшее время или уже стали. В эпизоде «Заткнись и танцуй» (3 сезон, 3 эпизод) хакеры подключаются к веб-камерам героев и фиксируют на видео их не совсем благовидные поступки, а потом шантажируют людей этими записями. Жертвы вынуждены идти на поводу у преступников и участвовать в смертельно опасных испытаниях. Уже сегодня слив конфиденциальной информации в сеть – привычное дело.
В серии «15 миллионов заслуг» (1 сезон, 2 эпизод) поднимается вопрос зависимости от условно бесплатных мобильных игр: люди вынуждены крутить педали велотренажеров, чтобы обеспечить дома электричеством, а заработанные кредиты тратят на еду, развлечения и обновления своего цифрового аватара. Но самое пугающее в эпизоде – псевдо-реалити Hot Shot, создатели которого беззастенчиво манипулируют людскими судьбами в погоне за рейтингами. Финал, как всегда, непредсказуем и заставляет зрителя задуматься о том, насколько искренними могут быть герои реалити или ведущие «разоблачительных» ТВ-программ.
Американская история ужасов: Культ (7 сезон, 2017)
В основе каждого сезона лежит городская легенда из американского фольклора ХХ века: дом-убийца, призраки в заброшенной психитарической больнице или в старом отеле, в стенах которого происходили зловещие события. Но в «Культе» создатели отошли от привычной тематики ужасов в сторону социального триллера.
Звезда сериала Сара Полсон играет здесь Элли - современную женщину с прогрессивными взглядами, у которой в результате победы Дональда Трампа на выборах обострилось психическое расстройство. Она не может отличить галлюцинации от реальности и находится на грани безумия. На фоне столь актуальной политической повестки одержимый идеями тоталитаризма молодой демагог Кай Андерсон (Эван Питерс) создает политическую секту. Ее последователи по ночам сеют террор в пригородах Детройта, облачаясь в костюмы жутких клоунов, а днем поддерживают своего лидера на выборах в городской совет, переворачивая с ног на голову принципы демократии.
Один из главных страхов толерантного общества – боязнь того, что твои слова или точка зрения будут неправильно поняты. Обвинения в недостаточной терпимости могут разрушить жизнь успешного и уважаемого члена общества и превратить его в изгоя и преступника. Именно это и происходит с Элли. Ощущение реальности происходящего в сериале усиливается сценами уличных протестов и новостями, в которых фигурируют имена действующих политиков. Острая сатира создателя «Американской истории ужасов» Райана Мерфи не осталась без внимания властей – некоторые эпизоды «Культа» в США подверглись цензуре.
Во плоти (2013–2014)
Нетривиальный взгляд на избитый сюжет о последствиях зомби-апокалипсиса. Британские медики нашли лекарство, способное вернуть живых мертвецов к нормальной жизни, но общество не готово принять «гниляков» в свои ряды. Подросток Кирен Уокер прошел четырехлетний курс реабилитации от зомби-вируса и вернулся в родной городок. По ночам его мучают страшные флэшбэки о том, как раньше он лишал жизни людей. А жители провинциального Роатона пытаются убить вернувшихся «экс-зомби» в отместку за своих погибших родственников.
Зомби-хоррор превращается в настоящую социальную трагедию. В отношениях обычных людей и «гниляков» легко прослеживается параллель с расовой нетерпимостью или с положением ВИЧ-инфицированных в современном обществе. По качеству сценария и достоверности психологических портретов героев «Во плоти» можно поставить в один ряд с первым сезоном «Настоящего детектива» или «Фарго».
Террор (1 сезон, 2018)
Сериал про события, случившиеся в XIX веке, попал в эту подборку не случайно.
В его основе лежит одноименный роман американского писателя Дэна Симмонса, в котором подробно реконструирована гибель полярной экспедиции английского исследователя Джона Франклина 1845–1848 годов.
Два корабля – «Террор» и «Эребус» – отправляются на север Канады в поисках водного пути из Атлантического океана в Тихий. Вскоре корабли оказываются в ледяной ловушке, а моряки подвергаются нападению таинственной силы в облике огромного белого медведя Туунбака из эскимосских мифов. Большая часть команды гибнет, включая капитана Франклина, а оставшиеся в живых отправляются к острову Кинг-Уильям в поисках спасения.
В сериале с документальной точностью описываются испытания, обрушившиеся на экспедицию. Команды борются не только с голодом, болезнями и суровой арктической погодой в гнетущей атмосфере обреченности. Отчаяние меняет их характеры: одни становятся героями, другие – настоящими монстрами, ведь только оказавшись на грани жизни и смерти, человек показывает свое истинное лицо.
В поисках экипажей реальных «Террора» и «Эребуса» принимало участие более 40 спасательных отрядов. Полученные ими материалы никак не опровергали и не подтверждали мистическую составляющую истории, добавленную Симмонсом. На скелетах членов экипажа, найденных на Кинг-Уильяме в конце прошлого века, присутствовали следы, которые позволяют говорить о том, что морякам пришлось идти на крайние меры, чтобы не умереть с голода. Сами затонувшие корабли нашли только в 2014–2016 годах.
Продюсером сериала выступил Ридли Скотт, режиссер «Чужого» и «Бегущего по лезвию», так что в «Терроре» историческая подлинность удачно сочетается с элементами научной фантастики.
Эпидемия (Премьера – 14 ноября 2019 года)
Единственный российский проект, попавший в основной конкурс престижного Каннского фестиваля сериалов Canneseries.
Неизвестный вирус выкашивает население Москвы и всей России. Начинается все с безобидного кашля, затем у зараженных обесцвечивается радужная оболочка, а потом наступает агония – человек умирает за три-четыре дня. Представьте, что на улицах, по которым вы привыкли ходить на работу, в парках, где вы гуляете с детьми, появляются люди, которые напоминают ходячих мертвецов. Малейший контакт – и вскоре вы пополняете их ряды в очереди на тот свет. Начинаются перебои с электричеством, все въезды в город перекрыты, а в благополучных подмосковных поселках начинают орудовать банды мародеров на жутких «гантраках» (пикап с огнестрельным оружием в кузове), похожих на те, что используют повстанцы в Сомали и банды в ЮАР.
Главные герои «Эпидемии» Сергей (Кирилл Кяро) и Аня (Виктория Исакова) живут в одном из таких поселков со своим сыном с особенностями развития. Страшные новости застали их врасплох: Сергей бросается в закрытую на карантин Москву, чтобы спасти свою бывшую жену (Марьяна Спивак) и сына от первого брака. Так формируется костяк небольшой группы «выживальщиков», к которому позже присоединится живущая по соседству семья во главе с влиятельным силовиком (Александр Робак) и отец главного героя, учёный-эпидемиолог Борис (Юрий Кузнецов). Последний убеждает всех, что эту эпидемию нельзя переждать, от нее можно лишь убежать. Люди из разных слоев общества и с полярными взглядами на жизнь отправляются в опасное путешествие длиной в 1000 км, чтобы спастись от вируса на необитаемом острове в Карелии.
8-серийный фильм режиссера Павла Костомарова («Чернобыль. Зона отчуждения», 2 сезон) не похож ни на один российский сериал, снятый до него, а с популярными «Ходячими мертвецами» его косвенно роднит лишь то, что герои оказываются один на один с враждебным внешним миром. Как правило, постапокалипсис в кино не имеет ничего общего с тем, что может произойти в обычной жизни: восстание зомби, падение метеорита или атака пришельцев. Но конец света может наступить и из-за новой разновидности обычного гриппа, от которого еще не изобрели лекарство. Сюжет «Эпидемии» хоть и фантастичен, но такое развитие событий легко представить в недалеком будущем.
Премьера пилотного эпизода самой захватывающей истории осени состоится 14 ноября на платформе PREMIER.