Сегодня, 18 ноября, 86-я годовщина спуска на воду «Ленинграда». Он стал первым лидером эсминцев советской постройки. По большому счёту, одного этого факта уже было достаточно, чтобы войти в историю. Но в насыщенной биографии Ленинграда, ставшего без преувеличений кораблём-легендой, этот факт далеко не самый интересный.
К концу 1930-х годов за рубежом сформировался промежуточный между легкими крейсерами и эсминцами подкласс быстроходных небронированных артиллерийско-торпедных кораблей. Они получили название лидеры. Эти корабли относились к подклассу эсминцев, были крупнее последних — их водоизмещение достигало 3000 т, а скорость 43 уз и они несли усиленное артиллерийское вооружение. Лидеры предназначались для борьбы с эскадренными миноносцами противника, защиты своих кораблей от неприятельских торпедных сил, и выведения своих миноносцев в атаки. Корабли могли принимать участие в разведке и минных постановках, а также самостоятельно использовать торпедное оружие.
Разработку проекта первого советского лидера было возложено на Бюро специального проектирования судов, организованное на базе Технического бюро Северной судостроительной верфи. Проекту эсминца-лидера присвоили номер 1 — с него в отечественном судостроении началась нумерация проектов, действующая до настоящего времени. Строительство кораблей по проекту 1 было поручено наиболее подготовленным в то время судостроительным предприятиям страны: Северной судостроительной верфи в Ленинграде и заводу № 198 им. А.Марти в Николаеве. В канун 15-й годовщины Октябрьской революции, 5 ноября 1932 года, на Северной верфи в Ленинграде заложили головной корабль проекта 1 для Балтийского моря — лидер «Ленинград». На испытаниях в ноябре 1936 года «Ленинград» достиг рекордной по тем временам скорости — 43 узла. Теоретически, такая скорость давала возможность даже уйти от торпедной атаки!
Служба лидера «Ленинград» началась в июле 1938 года. Ровно через год, в июле 1939 года, когда экипаж освоил корабль, «Ленинград» в составе эскадры принял участие в учениях, где отрабатывались задачи по совместному плаванию. Позже лидер в составе отряда особого назначения кораблей Балтийского флота принял участие в Советско-финской войне. В задачи отряда входила поддержка артиллерийским огнем высадки десантов на острова Финского залива, а также борьба с береговыми батареями противника.
Накануне Великой Отечественной войны лидер «Ленинград» базировался на Таллин, где его и застало начало боевых действий. Уже в ночь на 23 июня лидер в составе отряда кораблей вышел в море на свою первую минную постановку, которая была выполнена без помех. В следующий раз корабль вышел на постановку мин в ночь на 25 июня в составе того же отряда и к 10 ч утра, выполнив задачу, отряд без потерь возвратился в базу. «Ленинград» в течение нескольких выходов выставил около 400 мин заграждения, постоянно находясь под обстрелами береговых батарей и бомбовыми ударами авиации противника.
Корабль принял участие в Таллинском переходе, по завершении которого лидер был включен в систему обороны Ленинграда. Он выходил на минные постановки, а также вел огонь по сухопутным целям противника, поддерживая войска Ленинградского фронта. Лидер принял участие в эвакуации гарнизона полуострова Ханко, во время которой подорвался на мине и был поставлен в ремонт. Весь 1943 год корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления противника. Зимой 1944 года, после перехода советских войск в наступление, «Ленинград» своей артиллерией подавлял очаги сопротивления противника. Затем, до конца войны лидер залечивал «раны», не выходя в море дальше Кронштадта ввиду сильной минной опасности.
После окончания войны, корабль до начала 1950-х годов нес службу в составе Балтийского флота. В 1958 году его вывели из боевого состава флота, переклассифицировали в корабль-цель и перевели на Северный флот. Там и закончилась служба ветерана. В мае 1963 года во время испытаний корабельного ракетного комплекса крейсера «Грозный», его поразили две ракеты. Бывший лидер принял в корпус большое количество воды и лег на грунт на отмели у одного из Соловецких островов. Говорят, то, что осталось от лидера «Ленинград», до сих пор покоится там.
«Ленинград» в игре
В «Мире кораблей» «Ленинград» стал премиум кораблём VII уровня. Это классический эсминец советской ветки, оснащённый на удивление грозными и эффективными торпедами. Дистанция их хода составляет 8 км, чего вполне достаточно, чтобы в случае необходимости дать отпор тяжелым кораблям или заставить отвернуть наступающую вражескую эскадру.
Однако, главный козырь «Ленинграда» в бою — это не торпеды, а вооружение главного калибра. Корабль несет на борту 5 фирменных советских орудий калибром 130 мм с оптимальной баллистикой и скоростью стрельбы. Благодаря этому «Ленинград» отлично проявляет себя в охоте на эсминцы и борьбе за точки. К тому же, на средних и дальних дистанциях боя благодаря Дымогенератору и хорошей маневренности «Ленинград» способен успешно вступать в артиллерийские дуэли с крейсерами.
Ну а отличная максимальная скорость хода в 43 узла позволяет эсминцу оперативно менять фланги и наносить удар именно там, где противник меньше всего этого ждет.
Ахиллесова пята «Ленинграда» — очень медленная скорость поворота орудий. С учетом этого, при игре на «Ленинграде» стоит заранее продумывать маневры и направление атаки и загодя перекладывать орудия на нужный борт.
В арсенале:
- 5 орудий калибром 130 мм. Дальность огня — 11,6 км, а время перезарядки — 5 секунд.
- 2 четырёхтрубных торпедных аппарата. Дальность хода торпед — 8 км. Скорость хода торпед — 60 узлов.
- Запас очков боеспособности — 15 200 единиц. Дальность видимости с кораблей — 7,3 км. Максимальная скорость хода — 43 узла. Радиус циркуляции — 690 метров. Время перекладки рулей — 3,7 секунд.
__________________________________________________________________________________________
Понравился материал? Ты знаешь, что делать.