Борьба Роскомнадзора с Telegram может оказаться всего лишь предлогом для осуществления более глобального замысла – всестороннего отключения российского сегмента сети Интернет (так называемого Рунета) от всемирной паутины. Экспериментальной площадкой для обеих операций – тестирования блокировки Telegram и обкатки оборудования для создания «суверенного Рунета» – выбран один и тот же регион, Тюменская область. Реализовывать обе задачи будут одни и те же предприятия. С помощью того же самого оборудования.
Поставщиком техники выступает «сколковская» компания «РДП.РУ». Задействованы крупнейшие операторы связи – Ростелеком, МТС, Мегафон, «ВымпелКом» и другие. Аппаратура, которая поступит в распоряжение провайдеров, позволит фильтровать трафик и выборочно блокировать именно те ресурсы, на которые укажет Роскомнадзор.
Депутат Госдумы Александр Сидоров в разговоре с NEFT cчитает, что причиной для выбора Тюменской области в качестве плацдарма для эксперимента послужило отсутствие серьезной протестной активности у местного населения. Иными словами – тюменцы, обычно довольные качеством своей жизни, не обратят особого внимания на исчезновение непокорного мессенджера, или какого-то иного ресурса с западной пропиской.
- Помимо этого, в Тюмени неплохая цифровая инфраструктура.
Политолог Александр Безделов считает, что выбор в пользу Тюмени мог быть сделан из-за широкого распространение в регионе государственного Ростелекома, с которым кураторам эксперимента договориться будет очень легко. К тому же, Telegram в Западной Сибири не настолько популярен, чтобы люди ради него выходили на митинги.
- В Тюмени нет какого-то особенного показателя пользователей Telegram, как, например, в той же Москве. Я думаю, что город выбрали потому, что здесь проще это сделать: рынок, в основном, монополизирован Ростелекомом. Так что чистота эксперимента вряд ли будет соблюдена. Думаю, что выбор Тюмени в этой истории основан на каких-то личных отношениях Роскомнадзора и региональными операторами
Александр Безделов.
История с «суверенным Рунетом» (саркастично именуется «Чебурнетом») официально родилась в федеральном собрании (на деле, вероятно, ее спустили из Кремля) – авторами закона выступили сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой. В качестве обоснования народные избранники заявили, что российский сегмент интернета необходимо защитить от внешних угроз. Документ, в частности, предписывает всем операторам связи установить на свои сети специальное оборудование. Согласно данным программы «Цифровая экономика», расходы на реализацию проекта запланированы в размере более 30 млрд рублей, из которых 20,8 миллиардов пойдет на закупку оборудования.
Наиболее популярное объяснение действиям властей по изоляции России от Интернета – борьба с инакомыслием и негативным влиянием западной пропаганды. Новый информационный «железный занавес». Такая точка зрения популярна среди оппозиционно настроенной молодежи, однако едва ли она является реальной причиной событий.
Дело в том, что угроза насильственного отключения нашей страны от мирового интернета не иллюзорна. За примером ходить далеко не нужно – полуостров Крым, где западные онлайн-ресурсы уже ограничивают жителей региона в различных сетевых свободах. Например, как ранее рассказывал экс-советник президента РФ по развитию интернета Герман Клименко, паспорт гражданина Крыма не позволяет россиянину, например, приобретать международные домены в тех странах, где влияние США и ее сателлитов особенно сильно.
Отдельная проблема – западные IT-гиганты, такие как Microsoft, Apple, Google. Их сервисы и программное обеспечение распространены в России повсеместно и в случае организованного «бойкота» из-за океана могут пострадать многие учреждения и предприятия.
В целом, уровень информатизации современного общества высок – автоматизировано множество процессов, начиная от безналичной оплаты в магазинах, заканчивая работой сложной электроники на предприятиях сферы ТЭК, оборудования в медицинских клиниках. Если санкционированная и организованная электронная атака на Россию произойдет, происходящее примет масштабы чрезвычайной ситуации.
Частичное (а главное – управляемое) отключение иностранных сервисов россияне уже наблюдали в апреле 2018 года. Роскомнадзор, также официально воюя против Telegram, блокировал множество иных адресов, не имеющих к мессенджеру никакого отношения. За первую неделю было заблокировано более 18 миллионов адресов – в основном, из подсетей Google и Amazon.
Наблюдались также перебои в работе мессенджера Viber, некоторых платежных систем, сервисов регистрации на авиарейсы, системы продажи электронных полисов ОСАГО, сети научных контактов ResearchGate, центрального репозитория библиотек Java, сайтов СколТеха, МГУ, Высшей школы экономики и других вузов, научных архивов, а также системы подачи заявок в РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований). В Роскомнадзоре тогда это объяснили «технологическими особенностями работы системы». Но главное, что цель эксперимента была достигнута – сделан вывод, что Россию можно отключить от Интернета.
- Нужно понимать, что Роскомнадзор – это ведомство, которое руководствуется не личными целями, а оно действует по чьему-то распоряжению. ФСБ уже больше двух лет безуспешно пытается получить шифры от Telegram, поэтому перед Роскомнадзором сейчас стоит основная задача: показать к 1 ноября, что они способны изолировать Рунет. Это сложная вещь, но она может получиться, так как многие операторы находятся под «Ростелекомом». Соответственно, они становятся гомогенными. При этом сотрудников Роскомнадзора очень пугает то, что существующие механизмы блокировки Telegram - сервиса внешнего врага – не работают.
Александр Амзин.
Очевиден в истории и коммерческий подтекст. Предприятие из Сколково - «РДП.РУ» - сможет неплохо заработать на борьбе государства за самоизоляцию. Об этом, в частности, говорит блогер Алик Пухаев.
- Сейчас на законных основаниях они («РДП.РУ» - ред.) будут навязывать операторам это оборудование. А те, не имея возможности отказаться, будут его закупать
Алик Пухаев.
Тем временем против изоляции Рунета уже выступил крупный бизнес. Например, Газпром и РЖД считают, что на предприятиях могут нарушиться сложные процессы, связанные с системами оперативных мероприятий и централизованного мониторинга. В частности, Газпром возмущен тем фактом, что Роскомнадзор будет обладать полномочиями определять маршрутизацию в технологических сетях, которые обеспечивают управление процессами на производстве.
В контратакующей позиции расположены сейчас и браузеры – они предлагают различные пути обхода блокировок. Вдобавок, появляются приложения для гаджетов с бесплатным VPN, благодаря которым можно защитить себя от «подглядываний».
Подытоживая, Александр Амзин в беседе с NEFT предполагает, что война государства с интернетом будет иметь в перспективе весьма печальные последствия. Она приведет к полной деградации скорости Сети, еще более глубокому технологическому отставанию России в цифровизации.
- Ухудшившееся качество соединения поставит под угрозу, например, 5G, ведь новое оборудование будет вынуждено просматривать весь трафик пользователей. От этого упадет инвестиционная привлекательность регионов, в которых платформы не будут отвечать современным стандартам. Правда, есть главный момент: в Сети есть такие крупные игроки как Google и YouTube, которые рассчитывают на российских клиентов и которых наши власти пока не торопятся банить. Так что функция закручивания гаек тут будет работать избирательно.
Александр Амзин, медиаконсультант.