Найти тему
Книгиня про книги

«Вьюрки» Дарьи Бобылёвой: не по-соседски вышло

Дача - это, конечно, ад, давайте без прелюдий.

Дарья Бобылёва знает об этом очевидно не понаслышке - её дебютный роман «Вьюрки» как раз об этом практически инфернальном месте, где нужно собирать колорадского жука, полоть сорняки и делать совершенно нечего, ведь дача не на Рублёвке, а чёрт знает где, куда на автобусе, а потом ещё пешком семь вёрст. Положение может спасти разве что мысль, что со своей картошкой жить как-то веселее, но в остальном понятно - дача как объект страданий, мистики и некоторой даже точки, откуда выхода нет, сложилась не случайно.

Вот и с «Вьюрками» почти сразу происходит практически стивенокинговская напасть - обычный дачный посёлок (собственно, Вьюрки и есть) вдруг оказывается то ли заколдован, то ли рядом наверное полигон какой и все жители вдруг сошли с ума, или Аннушка не то масло пролила - всё становится плохо и странно.

Дарья Бобылёва. Вьюрки. — М.: Издательство АСТ, Астрель-СПб, 2018. — 416 с.
Дарья Бобылёва. Вьюрки. — М.: Издательство АСТ, Астрель-СПб, 2018. — 416 с.

Выйти из Вьюрков теперь нельзя, все дороги ведут в лес, а кто туда ушёл, вернулись какие-то очень странные. Жители в ужасе пытаются адаптироваться к новым условиям жизни - интернет не ловится, зато кокос, то есть, простите, огурец растёт - и даже убивает людей. Дальше всё будет только хуже - за первичными хулиганствами природы начнутся зловещие смерти в зарослях непрополотых сорняков, от чего нервно забросит пить даже местный алкоголик.

Мистика Вьюрков хитровыдуманна и непредсказуема, да и то сказать - поначалу совершенно неясно, о чём это всё и какого именно сорта нечисть почему-то покусилась на обычный российский СНТ (а ведь в таких местах обычно и так каждое лето своей нечисти в виде местных алкашей, бандитов и вредных старух вполне хватает). Когда же становится ясно, что на посёлок обрушился весь русский народный фольклор в виде игош, леших и прочих малосимпатичных кикимор, во Вьюрках совершенно случайно находится по этим тварям целый специалист.

Для Дарьи Бобылёвой это, по сути, первая масштабная проба пера – «Вьюрки», рассказывает она в одном из интервью, изначально даже не планировали становиться полноценной книгой, оставаясь отдельными рассказами: сперва появились истории про «Исход Валерыча» и «Пряничный дом», а потом стало понятно, что «маленькая история складывается в большую». Постоянное переписывание части рассказов, тасование их из конца в начало и наоборот - так получился полноценный роман, вышедший сперва в выпуске №7 журнала Октябрь за 2017 год.

Паблик-ток: Дарья Бобылёва и Галина Юзефович в кафе «Кофе пью и читаю»
Паблик-ток: Дарья Бобылёва и Галина Юзефович в кафе «Кофе пью и читаю»

«Вьюрки» действительно не выглядят похожими на сборник рассказов - очевидно, что это по задумке - роман в популярной нынче форме, где некоторые главы можно читать отдельно от основного массива текста - они даже едва ли при этом не выигрывают. Повествование о дачных злоключениях и свалившемся непонятно за какие грехи на головы мирных дачников иномирье качает: начиналось как кинговский хоррор на даче (Стивен Кинг многое потерял, потому что ни одной русской дачи в глаза не видел), а потом переросло в историю едва ли не назидательную, а оттого чрезмерно многослойную.

Память поколений, разумеется, важна - не зная прошлого, будущее весьма туманно. Все проблемы из детства - это ещё Фрейд говорил. Настоящая мать любит своё дитя любым. Настоящая любовь безусловна сама по себе и не знает преград. Идеальных людей нет, ровно так же, как нет и абсолютного зла.

Последняя мысль кажется спорной, однако во «Вьюрках» складывается ощущение, что здесь нет зла как такового - есть просто другой, параллельный нашему мир. Конечно, кикимора, к примеру, имеет очевидно дурную репутацию. Известно, впрочем, и то, что согласно некоторым поверьям, с кикиморой вполне можно существовать - главное уяснить принципы такого соседства.

Эта мысль кажется среди полифонии других ключевой - не борьба с мифическим злом, а умение уживаться со всяким разным, что у тебя проживает под боком. Здесь как раз не нужно бояться соседей - по Бобылёвой важнее именно возможность диалога, пусть даже очень условного. Как это работает, описано в истории противостояния двух соседок-старушек, которые, поначалу будучи чуть ли не лучшими подружками, на старости лет слегка сходят с ума и начинают испытывать на прочность принцип добрососедства. Лучше закидать соседку навозом, чем поговорить (впрочем, поймёт ли тебя эта калоша, тоже вопрос, но он за скобками). Переговоры невозможны - только тотальная конфронтация, которая в замкнутых дачных условиях оказывается абсолютно бессмысленной.

www.instagram.com/ver.ev
www.instagram.com/ver.ev

При этом, помимо очевидных удачных идей и историй, местами чертовски жутких («Игоша!») и даже трагических, сюжет во второй половине «Вьюрков» может для некоторых оказаться таким же странным дачником, который всё заходит то за солью, то за спичками, хотя всё уже про него понятно - а водки у тебя нет. Бобылёва выбирает походить вокруг да около ещё пару-тройку глав, чтобы в итоге поставить даже не совсем точку, а скорее загадочное многоточие, поскольку финал трактовать можно всё-таки двояко.

Впрочем, это всё стоит перетерпеть. Добро не торжествует, зло не повержено - здесь нет таких категорий, а вот сосед остаётся всё-таки соседом, каким бы непонятным и странным он ни был. Живите, как говорится, с миром. Аминь.

Если публикация вам понравилась, ставьте «пальцы вверх» и подписывайтесь на канал, он будет изредка появляться в вашей ленте «Дзена». «Подзеним» вместе! Другие книжности на телеграм-канале «Книгиня»
Птицы
1138 интересуются