Подъем роботов? Роботы идут!
Гонка против машины. Людям не обязательно подавать заявление. Недавние названия книг отражают растущий интерес к развитию робототехники и озабоченность по поводу того, куда она может нас привести. Деятели средств массовой информации и ученые, исследователи и политики обсуждают потенциал "революции роботов". Они признают, что роботы оказывают и будут оказывать значительное влияние на транспорт и логистику, производство, международные отношения и конфликты, а также, что очень важно, на сферу услуг в области здравоохранения и права.
А как насчет заботливых и социальных профессий? Является ли эта область "иммунной" к развитию робототехники? Должно быть? Сохранится ли потребность в квалифицированном, отзывчивом и профессиональном уходе за уязвимыми группами населения? Должны ли педагоги, учащиеся, практикующие специалисты и политики в таких областях, как социальная практика, образование детей младшего возраста, социальная работа или уход за престарелыми, серьезно задумываться о том, что может принести будущее?
В данной статье рассматривается вопрос о том, что эти изменения могут означать для практики и регулирования в социальной сфере и, что особенно интересно для нас, что они могут потребоваться для образования и подготовки социальных работников в будущем.
Что такое социальные роботы?
Хотя, возможно, и менее заметны, чем прорывы в беспилотных автомобилях и беспилотных технологиях, существует реальный прогресс в разработке служебных и социальных роботов - роботов, предназначенных для совместной работы и/или взаимодействия на "социальном" уровне с людьми. В рамках концепции "сервисных роботов" разрабатывается более конкретная категория "социальных роботов" для образования, здравоохранения, социальной защиты и бытового использования.
Социальные (или "коммуникабельные") роботы выполняют определенные виды работ:
- направленность на вовлечение людей на межличностной основе, часто в качестве партнеров, для достижения положительных результатов в таких областях, как образование, терапия или здравоохранение,
- связанность с задачами в таких областях, как скоординированная совместная работа по производству, поиску и спасению, работа по дому и многое другое.
Социальные роботы должны быть способны демонстрировать ряд человеческих способностей:
- робот должен проявлять эмоции,
- уметь разговаривать на продвинутом уровне,
- понимать ментальные модели своих социальных партнеров,
- формировать социальные отношения,
- использовать природные коммуникационные сигналы,
- проявлять индивидуальность,
- изучать социальные способности.
Как можно себе представить, разработка эффективных социальных роботов представляет собой особенно захватывающий и сложный рубеж в исследованиях и развертывании роботов. Следовательно, многие социальные роботы сегодня относятся к числу самых изощренных, артикулируемых, богатых поведением и интеллектуальных роботов.
В 2014 году было продано более 24 000 "роботов для профессионального обслуживания" и 4,7 млн. роботов для личного или частного использования.
К ним относятся роботы
- предназначенные для использования в качестве игрушек, такие как интеллектуальные бури,
- автоматизированные автономные устройства, такие как роботы пылесосы и роботы для помощи инвалидам.
Более радикальные предложения, такие как развертывание беспилотных автомобилей, прогнозируются на ближайшее будущее.
Уход за престарелыми как вероятное пространство для развития социальной робототехники, которое приведет к увеличению количества пожилых людей в сочетании с сокращением числа людей, готовых (или желающих) осуществлять уход за ними. Аналогичным образом, социальная робототехника может быть ценным инструментом в удовлетворении потребностей детей с аутизмом:
Взаимодействие с роботами может быть особенно полезным для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку позволяет преодолеть различные барьеры, возникающие при личном общении с людьми. Кроме того, роботизированные вмешательства могут быть адаптированы к потребностям конкретного ребенка и использоваться идентично так часто, как это необходимо.
Действительно, произошли значительные изменения в области социальной робототехники в секторе ухода:
- в уходе за пожилыми людьми и людьми с деменцией;
- в уходе за детьми и молодежью и их воспитании, особенно с особыми нарушениями, такими как аутизм;
- в других областях.
Смежным и важным моментом, который следует отметить, является расширение использования автоматизированных систем оказания медицинской помощи, таких как искусственный интеллект и системы поддержки принятия решений, стимулируемое внедрением научно обоснованной практики и научно-практических подходов к разработке и предоставлению услуг. Систематизация неявных и практических знаний, как видно из таких подходов, является важнейшим предшественником автоматизации и робототехники.