Найти тему
Катя опять поехала

Путешествие по Апшеронской узкоколейке

Оглавление

Я столько раз рассказывала про эту поездку вживую, что решила — пора бы уже сделать из этого текст.

В конце октября мы устроили себе небольшой отпуск и поехали кататься в горы по необычной железной дороге.

Такое путешествие сложно спонтанно организовать самостоятельно. Поэтому я доверилась «Заповедным железным дорогам» — это очень классные ребята, которые делают туры в самые неочевидные места.

Вечером в пятницу мы прилетели в Краснодар, где нас ждал автобус до Апшеронска. Мы приехали туда уже в ночь, заселились в гостиницу и сразу легли спать. Погулять по Краснодару ни в пятницу, ни в воскресенье не получилось — большое упущение, которое обязательно нужно исправить. Судя по фотографиям, там есть на что посмотреть. Например, на новый парк, который сделали рядом со стадионом к чемпионату мира.

Основная цель поездки — Апшеронская узкоколейная железная дорога. Интересно, что через Апшеронск она вообще не проходит. Когда-то крупная узкоколейка сейчас почти не работает, часть рельсов вообще сняли. В итоге осталось два не связанных между собой куска дороги — от Черниговского до Шпалореза и от Гуамки 1,5 км по ущелью.

День первый. От Черниговского до Шпалореза

Минут 40 на автобусе от Апшеронска, и вы в Черниговском. Там начинается путь действующей узкоколейки, которая и сейчас работает для людей — в поселки, которые стоят вдоль дороги, не ведёт асфальт, туда добираются только по рельсам. Другой вопрос, что людей там почти не живёт. Но сейчас начал развиваться туризм.

Так выглядит тепловоз и наш вагон открытого типа
Так выглядит тепловоз и наш вагон открытого типа

Раньше по этой узкоколейке возили лес, сейчас лес рубить запретили. Дорога всего километров 30, мы проехали где-то половину, местами останавливаясь. По пути встречаются памятники ВОВ, ущелья, водопады, часовня и несколько деревень. Мы доехали до Красного моста — единственного, который построен по инженерному проекту. Остальные самодельные, из остатков рельсов, каких-то арматур — что было под рукой, из того и строили.

Мы ехали как раз в вагоне-шашлычке открытого типа. Вдоль всего вагона — стол, а с нами был шашлычник, который на протяжении всего пути поставлял на стол свежий шашлык. Это был самый необычный шашлык в моей жизни.

Нас приветствует редкая в этих краях собака
Нас приветствует редкая в этих краях собака

Всю дорогу меня не покидало ощущение, что это и есть настоящая жизнь в большинстве российских городов. Не та, к которой мы привыкли в Москве — с доставкой, такси и благоустроенными парками. А другая — в полуразвалившихся домиках со спутниковыми тарелками, от которых в магазин можно доехать только на дрезине. И люди к этому привыкают, живут, находят себе занятия и не особо жалуются.

День второй. По Гуамскому ущелью

К вечеру первого дня мы приехали в Гуамку. Это абсолютно туристический посёлок, почти каждый дом там гостевой. Чем-то напомнило Листвянку на Байкале.

Туристической Гуамка стала не так давно — когда там стали активно развивать узкоколейку как аттракцион и создавать инфраструктуру вокруг неё. Когда-то эта узкоколейка тоже была полноценным транспортом, а теперь просто возит туристов по ущелью. Красивый зелёно-красный вагончик похож на игрушечный паровоз, выглядит прикольно. Но людей там куча, даже китайцы забрались.

Поезд едет по Гуамскому ущелью
Поезд едет по Гуамскому ущелью

Движение поездов начинается в 11:00, и после этого по ущелью уже не пройти — железнодорожные пути занимают всю ширину дороги. Но можно проснуться пораньше и прогуляться по ущелью, пока там ещё не ездит поезд, а главное — не так много людей. Мы так и сделали, при этом прошли не 1,5 км, а чуть больше: дошли до остатков оползня, который в 2000-х сошёл в ущелье и разрушил часть путей, из-за этого узкоколейка такая короткая. Вроде всё это хотят восстановить, но пока непонятно когда.

По пути тоже встречается много памятников, это место было стратегически важным во время Великой Отечественной, там держали оборону, шли бои. Самый известный из них — на мосту Сухая балка.

Последствия оползня
Последствия оползня

К станции мы вернулись как раз когда от неё отходил первый поезд в сторону Гуамки. Доехали на нём обратно, сравнили ощущения с прошлым днём, когда мы катались целый день по другой узкоколейке. Первая, конечно, понравилась больше — она всё-таки ещё не такая туристическая.

Вечером — в Краснодар и на самолет. Поскольку до самолета было не так много времени, погулять по городу, как я уже писала, не получилось.

Вид на Гуамку
Вид на Гуамку

В целом поездка получилась очень классная. Понравилось, что у ребят из Заповедных железных дорог всё так круто продумано — по таймингу и организации. С гидом тоже очень повезло. Однозначно стоит съездить с ними куда-то ещё.

Ну и конечно, очень интересно, что в России есть столько необычных мест. До этой осени я ничего не знала об Апшеронской узкоколейке, да и мысль о выходных в Краснодаре мне даже в голову не приходила.

Подписывайтесь на меня в телеграме и смотрите другие посты, например:

– Что делать в Туле
– Советы по Грузии
– Куда сходить в Костроме