В последние годы своей жизни Анри Матисс изобрел новую технику создания изображений. С помощью ножниц он вырезал фигуры из листов бумаги, окрашенных монохромной гуашью, а затем из вырезанных фрагментов формировал финальную композицию. Эта техника позволила ему вывести свое творчество на новую высоту, не нарушая при этом принципов, которые были определяющими в его работе с момента триумфа его фовистских картин. "В более абстрактной и абсолютной манере", — сказал он, — "я создал форму, очищенную от ненужных деталей". Взяв в руки ножницы, Матисс реализовал одну из своих величайших амбиций, а именно — разрешил "вечный конфликт между контуром и цветом". В результате серьезной операции в 1941 году, Матисс больше не мог работать стоя в своей студии, как раньше. Этот новый способ самовыражения для него стал началом "второй жизни", и был возведен Матиссом до уровня респектабельной художественной формы. Результатом его экспериментов с аппликацией стала книга "Джаз", над которой художник работал