В последние годы своей жизни Анри Матисс изобрел новую технику создания изображений. С помощью ножниц он вырезал фигуры из листов бумаги, окрашенных монохромной гуашью, а затем из вырезанных фрагментов формировал финальную композицию. Эта техника позволила ему вывести свое творчество на новую высоту, не нарушая при этом принципов, которые были определяющими в его работе с момента триумфа его фовистских картин.
"В более абстрактной и абсолютной манере", — сказал он, — "я создал форму, очищенную от ненужных деталей". Взяв в руки ножницы, Матисс реализовал одну из своих величайших амбиций, а именно — разрешил "вечный конфликт между контуром и цветом".
В результате серьезной операции в 1941 году, Матисс больше не мог работать стоя в своей студии, как раньше. Этот новый способ самовыражения для него стал началом "второй жизни", и был возведен Матиссом до уровня респектабельной художественной формы.
Результатом его экспериментов с аппликацией стала книга "Джаз", над которой художник работал начиная с 1943 года и которая вышла в свет в 1947 году.
Одна из самых известных иллюстраций в книге изображала "Икара со страстным сердцем, упавшего со звездного неба".
Впервые увидев книгу, Матисс пережил страшное разочарование. Его работы, напечатанные на бумаге, утратили уникальный характер оригинала — его текстуру и фактуру.
Но, по крайней мере, репродукции передавали взаимодействие цветов между собой. Кроме того, книга как таковая, представляла собой новое трехмерное пространство, содержащее внутри себя свой собственный мир, в котором белизна листов с напечатанным на них текстом, сталкивалась и взаимодействовала с яркими, сияющими цветами картин.
"Икар" — начало работы Матисса в сфере декоративно-прикладного искусства.
В книге "Джаз" "Икару" предшествует статья под названием "Самолет", в которой полет противопоставлен бытовым хлопотам повседневной жизни, в которой мы — всего лишь "простые пешеходы", в то время как только в полете, "когда солнце сияет во всем своем великолепии, а безграничность пространства становится физически ощутимой, вселенная становится тем местом, в котором мы, хотя бы и на мгновение, можем почувствовать себя свободными."