Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Анри Матисс "Икар" (1946 г.) - окрашенная бумага, клей - 64 х 41.9 см. - Государственный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, Франция
Анри Матисс "Икар" (1946 г.) - окрашенная бумага, клей - 64 х 41.9 см. - Государственный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, Франция

В последние годы своей жизни Анри Матисс изобрел новую технику создания изображений. С помощью ножниц он вырезал фигуры из листов бумаги, окрашенных монохромной гуашью, а затем из вырезанных фрагментов формировал финальную композицию. Эта техника позволила ему вывести свое творчество на новую высоту, не нарушая при этом принципов, которые были определяющими в его работе с момента триумфа его фовистских картин.

Анри Матисс за работой по созданию серии новых работ
Анри Матисс за работой по созданию серии новых работ

"В более абстрактной и абсолютной манере", — сказал он, — "я создал форму, очищенную от ненужных деталей". Взяв в руки ножницы, Матисс реализовал одну из своих величайших амбиций, а именно — разрешил "вечный конфликт между контуром и цветом".

В результате серьезной операции в 1941 году, Матисс больше не мог работать стоя в своей студии, как раньше. Этот новый способ самовыражения для него стал началом "второй жизни", и был возведен Матиссом до уровня респектабельной художественной формы.

Анри Матисс "Клоун" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.1 x 64.7 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
Анри Матисс "Клоун" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.1 x 64.7 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия

Результатом его экспериментов с аппликацией стала книга "Джаз", над которой художник работал начиная с 1943 года и которая вышла в свет в 1947 году.

Анри Матисс "Икар" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.2 x 65.7 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
Анри Матисс "Икар" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.2 x 65.7 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия

Одна из самых известных иллюстраций в книге изображала "Икара со страстным сердцем, упавшего со звездного неба".

Анри Матисс "Цирк" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.0 x 64.8 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
Анри Матисс "Цирк" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.0 x 64.8 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия

Впервые увидев книгу, Матисс пережил страшное разочарование. Его работы, напечатанные на бумаге, утратили уникальный характер оригинала — его текстуру и фактуру.

Анри Матисс "Похороны Пьеро" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.3 x 65.1 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
Анри Матисс "Похороны Пьеро" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.3 x 65.1 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия

Но, по крайней мере, репродукции передавали взаимодействие цветов между собой. Кроме того, книга как таковая, представляла собой новое трехмерное пространство, содержащее внутри себя свой собственный мир, в котором белизна листов с напечатанным на них текстом, сталкивалась и взаимодействовала с яркими, сияющими цветами картин.

Анри Матисс "Икар" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.2 x 65.7 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
Анри Матисс "Икар" (1947 г.) - разворот печатного издания книги "Джаз" - 42.2 x 65.7 см. - Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия

"Икар" — начало работы Матисса в сфере декоративно-прикладного искусства.

Анри Матисс "Икар" (1946 г.) - окрашенная бумага, клей - 64 х 41.9 см. - Государственный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, Франция
Анри Матисс "Икар" (1946 г.) - окрашенная бумага, клей - 64 х 41.9 см. - Государственный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, Франция

В книге "Джаз" "Икару" предшествует статья под названием "Самолет", в которой полет противопоставлен бытовым хлопотам повседневной жизни, в которой мы — всего лишь "простые пешеходы", в то время как только в полете, "когда солнце сияет во всем своем великолепии, а безграничность пространства становится физически ощутимой, вселенная становится тем местом, в котором мы, хотя бы и на мгновение, можем почувствовать себя свободными."