Очевидно, что ответ находится в эволюции. В конце концов, эволюция - это такой процесс, нужный именно для того, чтобы вид становился лучше и лучше с каждым поколением, хоть на чуточку, верно? Несомненно, это так. Но, размышляя об эволюции, люди часто путают причину со следствием.
Это причинноследственно: иными словами, у нас волосы растут там, где растут, не "зачем", а "почему". Брови растут над глазами не для того, чтобы защищать глаза от пота, а потому, что те, чьи глаза были лучше защищены от пота, лучше выживали и, как следствие, размножались.
На первый взгляд разница кажется незначительной. Конечный результат, вроде бы, один и тот же. Брови... они же клёвые! И эволюция дала нам эти клёвые брови! Вот только... видите ли, это получилось абсолютно случайно. Эволюция, которая дала нам брови, ещё и дала зависимость бороды от пола, важность которой уже не столь очевидна.
Ярче всего несовершенство именно что контролирующего механизма эволюции иллюстрирует влияние системы здравоохранения. Мы об этом уже говорили в статье про евгенику. Если вкратце, то наша система здравоохранения позволяет выживать и размножаться генам, которые в любой другой ситуации отсеялись бы, как нежелательные. Вот только это не "взлом эволюции". Напротив, это углубление заранее заложенного в неё несовершенства.
Евгеника была бы взломом, так как в её сути лежит устранение этого недостатка. Но, в отличие от компаний "Мерседес" или "Кодак", евгеника не смогла откупиться от общества, желавшего похоронить всё, что хоть как-то связано с нацизмом.
Это контрольно: по сути, контроль эволюции состоит всего из двух этапов. Первый этап, это небезызвестный "естественный отбор", заключающийся, ну, знаете, в том, чтобы не умереть. Второй этап - это уже менее известный "половой отбор". Ты не передашь свои гены, если ты не нашёл партнёра.
Наши брови, прямохождение и мозг, это именно что "идеальные примеры". Но говорить только о них, это всё равно, что вслепую стрелять в стену, а затем рисовать мишень там, где больше всего попаданий. Это называется "ошибкой техасского стрелка". Вот только, в силу определённых причин эволюция по-другому и не умеет. И это надо понимать. Далеко не всё, что дала нам эволюция, это "полезно" или, хотя бы, имеет внятную цель.
Дело в том, что правильный вопрос не звучит как "почему волосы начали расти в подмышках и паху". Потому что волосы у людей начали расти ещё в те времена, когда они даже обезьянами не были, и расти начали вообще везде. Но как же звучит правильный вопрос?
Быть может, это "почему у людей не перестали расти волосы в паху и подмышками"? Снова нет. Дело в том, что ответ в данной ситуации просто. "А не было причин им там выпадать". Вот так вот всё просто. Если что-то осталось так, как оно было раньше, значит, не было ни одного процесса, который влиял бы на изменение этого аспекта бытия. Просто "исторически сложилось".
Но нас ведь такой ответ на вопрос не устроит, не так ли? Есть в нём какая-то фальшивинка. В конце концов... этот ответ как-то уродливо обесценивает роль бровей. А все люди любят брови! Нельзя обесценивать роль бровей!
Вот теперь всё становится на свои места. Человек облысел, потому что так лучше потелось. Брови остались, потому что защищают глаза. Волосня на голове осталась, потому что неплохо защищает макушку от прямых солнечных лучей. А вот дальше начинается веселье.
Мешают ли волосы в паху и подмышках потоотделению? Знаете, всё же, мешают. То есть, ответ "так исторически сложилось" и "не было повода облысеть" уже не кажется таким всеобъемлющим, не так ли? Очевидно, что отсутствие волосни в подмыхах - это круто. В конце концов, даже древние греки брили себе подмыхи, понимая, что это полезно (обратите внимание, на большинстве их статуй у мужчин подмышки бритые), так что... погодите-ка!!! Почему в моих статьях про науку снова появились древние греки?!
Значит, осталась только борода. Очевидно, что подмыхи и пах лысели последними. Лицо лысело раньше. Ведь мы даже брови себе сэволюционировали. Значит, борода и её отсутствие оказались подвластны влиянию чистой, не испорченной бритвой эволюции. Давайте, сначала, рассмотрим наличие бороды у мужчин. Если сравнивать современных бородачей с обезьянами, становится заметно, что мужчина куда бородатей самца обезьяны. То есть, лицом мужик не просто не лысе, а ещё больше и больше обрастал. Почему?
В рамках этой статьи мы затронем две популярнейшие теории обородения мужчин. Мы точно не знаем, какая из них является истинной. Первая? Вторая? А, быть может, они обе повлияли на бородатость одновременно. Начнём.
Теория защиты горла. Все же знают, что мужчина куда менее ценный ресурс, чем женщина? Серьёзно! Он нужен на одно шпиле-виле, а женщина нужна аж на все девять месяцев, плюс грудное вскармливание. А это значит, что если мужчина умрёт, будет не так обидно. Для выживания популяции, необходимо, чтобы выжили "женщины и дети".
Но мужчины ведь не очень любят умирать. Я как мужчина вам говорю. Я люблю жить. И, в целом, очевидно, что тот мужчина, который меньше умирает, оставляет больше потомков. Так вот, теория защиты горла говорит, что бородень очень помогала мужикам, когда животина пыталась вцепиться в горло. Не в смысле "это была непробиваемая броня", а в смысле "выше шанс спастись, получив менее критичные ранения".
А, поскольку мужики чаще ходили туда, где можно умереть, чем женщины, то у них борода развилась, в то время, как у женщин - деградировала, чтобы потеть не мешало.
Надо быть очень сильным павлином, чтобы выжить, когда у тебя большой хвост. И самки павлинов это, подсознательно, понимают. И потому, предпочитают детёнышей от павлина, который выжил, несмотря на наличие самого пышного хвоста. Самого мощного излишества. Это и есть "половой отбор".
Теория павлиньей бороды напрямую сравнивает бороду и павлиний хвост. Это излишество. Причём, излишество, густота которого напрямую зависит от той биохимии, которая делает мужика более мужикастым, с точки зрения примитивного сообщества.
То есть, с точки зрения голой интуиции, самки пришли к выводу, что не обязательно ждать, пока самец проявит себя в какой-то крутой заварушке. Было уже известно, на тот момент, что круче будет тот, у кого борода гуще (кстати, вот момент, в котором две теории неплохо пересекаются), а, значит, чего время тратить? Давайте сразу самого бородатого самца в пещеру приглашать!
Вот только в те суровые времена сильных и независимых ели хищники, а не простые бытовые проблемы.
Это аморально: один из комментов под статьёй о теории павлиньего хвоста критиковал эту самую теорию, используя тезис класса "вы хотите сказать, что наши предки были латентными педофилами?" Разумеется, не были они латентными педофилами. Они были очень даже активны в этом вопросе, если судить по наблюдениям за примитивными племенами и дикими животными. Защита ребёнка от посягательств - это достижение морали. От природы мы с вами - те ещё мрази.
Верить ли в то, что вам рассказал НМ, или же нет, решать вам. Не забывайте, что наука постоянно развивается, вводит новые теории, критикует старые. Даже в рамках этой статьи, НМ явно указал, что даже по вопросам бороды нет теории, с которой согласны прямо совсем все учёные. У каждого есть своё непопулярное мнение.
На следующей неделе мы поговорим о древнейших мемах в мире, и об их роли в развитии общества.
Завтра темой нашей лекции станет "деградация философии".
А послезавтра мы поговорим с вами о ролевых играх.
А теперь давайте представим, что вместо этой строчки харизматичная картинка, призывающая к лайкам и подпискам.