В связи с вампирскими книжными циклами в голову, как правило, первым делом приходят произведения зарубежных авторов. Это и классика жанра (Б. Стокер «Дракула»), и современные адаптации (Э. Райс «Вампирские хроники»), и культовые работы (С. Майер «Сумерки»). Вампирская тема не раз поднималась и в других жанрах искусства: тут и кинематограф, и игры, как компьютерные, так и настольные, даже музыка.
Какой же вклад внесли отечественные фантасты в проблему?
Сергей Лукьяненко в своих знаменитых «Дозорах» низвел до «неприличной болезни» и лишил романтики
Вампиры у Лукьяненко выступают побочной линией основного сюжета. Так, во вселенной «Дозоров» они лишь низшие Темные и только редкие Высшие могут выступать на равных с другими магами. Взгляд Лукьяненко на вампиров нетрадиционный и имеет мало общего, как с классической мифологией, так и с представлениями массовой культуры. Вампиров из «Дозоров» не страшит ни солнце, ни чеснок, ни осина, да и убийство ради крови – атавизм лишь для тех из них, кто не хочет приспособиться к разрешенному употреблению донорской крови. Но для них в обществе Иных есть «стеклянный потолок»: жесткие ограничения лицензиями на убийство не дают им повысить свой магический потенциал естественным доступным способом.
Вампиризм у Лукьяненко как хроническая «неприличная» болезнь: жесткая диета, стыдно рассказать людям, да еще и передашь ее по наследству.
Вадим Панов в своем «Тайном городе» превратил из Королей ночи в вынужденных мигрантов
У Панова вампиры тоже не голубая кровь, они лишь вассальная семья Темного двора – Масан, вынужденные покинуть родной мир и искать покровительства у семьи Навь. Эти герои имеют свою иерархию, собственный язык и особый этикет. При создании расы автор не мудрствовал лукаво, используя все известные клише: тут тебе и белая кожа, и растущие от возбуждения клыки, и отсветы алого в зрачках, и патетичная неотвратимая смерть от солнечных лучей. Что уж там: даже откровенного плагиата писатель не постеснялся тоже, позаимствовав из настольной ролевой игры «Vampire: The Masquerade» названия для кланов и сект, определяющих суть своих упырей.
Вампиры у Панова как вынужденные мигранты: покинув свою родину, вынуждены приспосабливаться к новой среде обитания и заискивать перед своими благодетелями.
Алексей Пехов с соавторами в цикле «Киндрэт» представил почти что Богами и одарил талантами
Вампиры у Пехова иного рода: это скорее аналог современных селебрити, а их общество – гламурная тусовка, где крутятся большие деньги, ревут моторы дорогих машин, а прекрасные дамы дефилируют в соболях и бриллиантах. Каждый вампирский клан чем-то одарен, и именно этими дарами и определяются особенности его членов. В этом обществе нет лишних: каждый занимает свое место. Так, Вьесчи имеют нюх на деловые сделки, Даханавар – влиятельные политики, а Фэриартос творят великое искусство.
Вампиры у Пехова, подобны языческим Богам, которые незримо царят над смертными, требуя от них подношений, почитания и крови.
Олег Дивов в «Ночном смотрящем» рассказал всю правду и поддал жару
Вампиры у Дивова не имеют мифологии, да им это и не нужно. Они – нечто среднее между суперхищником и паразитом: невероятно сильны и опасны, но питаться предпочитают бомжами. Впервые столкнувшись с таким, рука по старой русской привычке скорее потянется за топором, но сначала для храбрости потребуется выпить. «Ночной смотрящий» – это реалистичная и очень личная история о кровососах и охотниках на них, которую вы скорее услышите за не первой рюмкой водки, чем увидите в кино.
В общем, дивовский вампир – это не герой готического романа или романтический юноша с искрящейся кожей, но тот упырь, что поджидает вас по дороге ночью в глухом тупике.