Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

«Шассики»: история Харьковского завода тракторных самоходных шасси

===

Самоходное шасси Харьковского завода
Самоходное шасси Харьковского завода

===

Воскресная История

Всем жителям бывшего Советского Союза известны, наверное, знаменитые «шассики» – тракторные самоходные шасси, которые выпускались в СССР – сначала на Харьковском заводе, а потом и на Владимирском тракторном заводе.

В 2019 году родоначальнику этих универсальных транспортных тракторов – «Харьковскому заводу тракторных самоходных шасси» (ХЗТСШ), исполнилось 70 лет.

Готовая продукция ХЗТСШ
Готовая продукция ХЗТСШ

===

В октябре 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве тракторосборочного завода в городе Харьков Украинской ССР.

А уже в следующем году на новом заводе началась промышленная сборка колёсных тракторов ХТЗ-7, разработанных на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ).

В 1956 году на ХТСЗ началось производство первого в СССР самоходного тракторного шасси ДСШ-14, разработанного в Научном автотракторном институте (НАТИ). Это была универсальная колёсная машина, предназначенная для сельскохозяйственных и транспортных работ.

Самоходное тракторное шасси ДСШ-14
Самоходное тракторное шасси ДСШ-14

===

На трактор оригинальной компоновки – с задним расположением двигателя и силовой передачи, с передней трубчатой рамой для установки навесных агрегатов и грузовой платформы, устанавливался дизельный одноцилиндровый мотор мощностью 14 лошадиных сил.

Двигатель агрегатировался с механической коробкой передач (6 скоростей – вперёд и 1 – назад).

===

В дальнейшем самоходное шасси модернизировали – на трактор с индексом ДВСШ-16 был установлен более мощный двухцилиндровый двигатель (16 л. с.).

С июня 1961 года на заводе началось производство модернизированного самоходного шасси Т-16, на которое устанавливалась новая коробка передач (с реверсом). Всего за семь лет было выпущено 63 тысячи Т-16.

Самоходное шасси Т-16М с погрузчиком
Самоходное шасси Т-16М с погрузчиком

===

После установки в 1967 году двигателя Д-21А объёмом 2,1 литра и эксплуатационной мощностью 25 лошадиных сил, а также коробки передач с ходоуменьшителем, трактор получил добавочный индекс «М» и в таком виде выпускался до начала 1990-х годов.

А завод в то же время был переименован в «Харьковский завод тракторных самоходных шасси».

Всего за время производства Харьковским заводом было произведено более 600 тысяч «шассиков» различных моделей и модификаций.

Самоходное шасси СШ-25 в коммунальном исполнении
Самоходное шасси СШ-25 в коммунальном исполнении

===

После распада СССР завод был приватизирован, и в 1993 году началось производство усовершенствованной модели самоходного шасси с кабиной от трактора ЮМЗ и двигателем Д-120. Эта машина получила индекс СШ-2540 и выпускалась вплоть до закрытия завода.

Кроме того, был разработан и запущен в производство полноприводный (4х4) вариант самоходного шасси с двигателем мощностью 30 лошадиных сил, получивший индекс СШ-28А.

===

В 2004 году ХЗТСШ был признан банкротом, но его правопреемник продолжал выпуск самоходных шасси до 2011 года. На этом история производства знаменитых тракторов – самоходных шасси Т-16, на Украине закончилась.

Трактор СШ-2540 с самопогрузчиком
Трактор СШ-2540 с самопогрузчиком

===

Про производство самоходных тракторных шасси на Саранском экскаваторном заводе вы можете прочитать в статье: Мордовский «шассик»: короткая жизнь нового трактора Саранского завода

===

Спасибо за внимание.