Всё-таки есть рок-музыка, имеющая значение только для фанатов этого жанра, а есть рок-музыка, имеющая абсолютную ценность. Как их отличить? Да также, например, как простолюдина отличают от аристократа – по богатству, по одежде, по манерам, по разговору (пению), по интересам, по весу в обществе… Голубо-кровная музыка тоже легко отличима. Группа Chicago это аристократы рок-музыки, как бы кому она нравилась или нет. Одна из столпов современной музыки.
Собственно, она и не нуждается в защите или в оправдании – достижения её в популярности, в развитии музыки, новаторстве, мастерстве музыкантов очевидны. Достаточно сказать, что она - первая рок-группа, выступившая в святая святых американской музыки - Карнеги-холле (открывало его, между прочим, выступление Петра Ильича Чайковского в 1891-ом году). Сам Джими Хендрикс был в восторге от "Chicago": "Jeez, your horn players are like one set of lungs and your guitar player is better than me."
Кроме безотносительной ценности самих композиций группы, надо напомнить, что этот электро-духовой ансамбль был одним из первопроходцев стиля джаз-рок, наряду с Blood, Sweat & Tears превратив его из экспериментального в один из основных направлений популярной музыки.
Первый альбом великой рок-группы ошарашивает напором, проникновенностью, разнообразием материала и инструментовки. Да и размером тоже – он двойной, и в нём нет ничего проходного и размазанного. Всё звучит чётко, сильно и вдохновенно. Хард- и джаз-рок в обрамлении прекрасных мелодий, сменяющих свою тональность не только от композиции к композиции, но и внутри каждой из них. Альбом входит в знаменитый список "1001 музыкального альбома, которые вы должны прослушать, прежде чем умереть" (альманах американских музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери).
Открывается он жёсткими рифами "Introduction" в стиле… 5-ой симфонии Бетховена – «стуком судьбы». Но потом неожиданно возникает как бы «симфонический разлив», и почти тут же – в конце первой вещи – скрежетное выпиливание барельефов электрогитарой Ката на мощной стене духовых.
Затем джазовые проигрыши пиано Лэмма ракетой запускают нас в невероятно светлую духоподъёмную композицию, поднимающую на невероятную высоту. В "Does Anybody Really Know What Time It Is?" ощущается дух Биттлз.
Просторы, широта, гимноподобная радость бытия слышатся в "Beginnings". Что-то похожее на эту композицию мы потом будем узнавать у многих джаз-роковых ансамблей, в том числе отечественных – первопроходческая в своём роде вещь.
Начало второй стороны - "Questions 67 and 68" - поддерживает настроение конца первой – тот же Гимн, то же возвеличивание и жизненный восторг, вдруг переходящий здесь в какой-то бурлескный экстаз, эйфорию – духовые в сопровождении резких аккордов гитары Ката буквально ошеломляют.
"Listen" – мощный гитарный хард-рок. Призыв, взывание, посыл.
"Poem 58" – очень эмоциональная гитарная партия Ката в обрамлении настойчивых тревожных риффов, стена духовых и метающиеся из стороны в сторону вокальные подпевки ансамбля.
"Free Form Guitar" – сумасшедшая гитарная импровизация Терри Ката (кстати, он ушёл, как многие герои рока рано - погиб в 1978-ом году). Камнем по стеклу. Нет – ножом по сердцу.
"South California Purples" – ещё одна мощная риффовая хард-роковая композиция. Одна из первых в этом роде. Прослушиваются неожиданные короткие цитаты из битлов.
"I'm a Man" – единственная заимствованная композиция (Стива Уинвуда) двойного альбома. Конечно, много жёстче, богаче звуком и намного длиннее, чем оригинал.
Середина альбома полностью стёрла радужные, приподнятые настроения первых пяти вещей, погрузив в тревогу и переживания. Но последняя сторона возрождает высокий жизнеутверждающий дух начала. Вновь - гимноподобная "Someday (August 29, 1968)" и разудалая, экстазная, почти 15-ти минутная "Liberation", наполненная до краёв бесконечным виртуозным соло Ката.
Монументальный альбом. Слушайте, пока не умерли.