Найти тему
Сталкер

Первый альбом группы "Chicago". Который вы должны прослушать, прежде чем умереть.

Всё-таки есть рок-музыка, имеющая значение только для фанатов этого жанра, а есть рок-музыка, имеющая абсолютную ценность. Как их отличить? Да также, например, как простолюдина отличают от аристократа – по богатству, по одежде, по манерам, по разговору (пению), по интересам, по весу в обществе… Голубо-кровная музыка тоже легко отличима. Группа Chicago это аристократы рок-музыки, как бы кому она нравилась или нет. Одна из столпов современной музыки.

Собственно, она и не нуждается в защите или в оправдании – достижения её в популярности, в развитии музыки, новаторстве, мастерстве музыкантов очевидны. Достаточно сказать, что она - первая рок-группа, выступившая в святая святых американской музыки - Карнеги-холле (открывало его, между прочим, выступление Петра Ильича Чайковского в 1891-ом году). Сам Джими Хендрикс был в восторге от "Chicago": "Jeez, your horn players are like one set of lungs and your guitar player is better than me."

Кроме безотносительной ценности самих композиций группы, надо напомнить, что этот электро-духовой ансамбль был одним из первопроходцев стиля джаз-рок, наряду с Blood, Sweat & Tears превратив его из экспериментального в один из основных направлений популярной музыки.

Первый альбом великой рок-группы ошарашивает напором, проникновенностью, разнообразием материала и инструментовки. Да и размером тоже – он двойной, и в нём нет ничего проходного и размазанного. Всё звучит чётко, сильно и вдохновенно. Хард- и джаз-рок в обрамлении прекрасных мелодий, сменяющих свою тональность не только от композиции к композиции, но и внутри каждой из них. Альбом входит в знаменитый список "1001 музыкального альбома, которые вы должны прослушать, прежде чем умереть" (альманах американских музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери).

Открывается он жёсткими рифами "Introduction"  в стиле… 5-ой симфонии Бетховена – «стуком судьбы». Но потом неожиданно возникает как бы «симфонический разлив», и почти тут же –  в конце первой вещи – скрежетное выпиливание барельефов электрогитарой Ката на мощной стене духовых.

Терри Кат на Isle of Wight Festival.
Терри Кат на Isle of Wight Festival.

Затем джазовые проигрыши пиано Лэмма ракетой запускают нас в невероятно светлую духоподъёмную композицию, поднимающую на невероятную высоту. В "Does Anybody Really Know What Time It Is?" ощущается дух Биттлз.

Просторы, широта, гимноподобная радость бытия слышатся в "Beginnings". Что-то похожее на эту композицию мы потом будем узнавать у многих джаз-роковых ансамблей, в том числе отечественных – первопроходческая в своём роде вещь.

Начало второй стороны - "Questions 67 and 68" - поддерживает настроение конца первой – тот же Гимн, то же возвеличивание и жизненный восторг, вдруг переходящий здесь в какой-то бурлескный экстаз, эйфорию – духовые в сопровождении резких аккордов гитары Ката буквально ошеломляют.

"Listen" – мощный гитарный хард-рок. Призыв, взывание, посыл.

"Poem 58" – очень эмоциональная гитарная партия Ката в обрамлении настойчивых тревожных риффов, стена духовых и метающиеся из стороны в сторону вокальные подпевки ансамбля.

"Free Form Guitar" – сумасшедшая гитарная импровизация Терри Ката (кстати, он ушёл, как многие герои рока рано - погиб в 1978-ом году). Камнем по стеклу. Нет – ножом по сердцу.

"South California Purples" – ещё одна мощная риффовая хард-роковая композиция. Одна из первых в этом роде. Прослушиваются неожиданные короткие цитаты из битлов.

"I'm a Man" – единственная заимствованная композиция (Стива Уинвуда) двойного альбома. Конечно, много жёстче, богаче звуком и намного длиннее, чем оригинал.

Середина альбома полностью стёрла радужные, приподнятые настроения первых пяти вещей, погрузив в тревогу и переживания. Но последняя сторона возрождает высокий жизнеутверждающий дух начала. Вновь - гимноподобная "Someday (August 29, 1968)" и разудалая, экстазная, почти 15-ти минутная "Liberation", наполненная до краёв бесконечным виртуозным соло Ката.

Монументальный альбом. Слушайте, пока не умерли.