За последние несколько десятилетий во многих странах ОЭСР наблюдался резкий рост неравенства в оплате труда и доходах.
В Соединенных Штатах, например, в период с 1979 по 1995 год надбавка за обучение - заработная плата выпускников колледжей по сравнению с заработной платой выпускников средних школ - увеличилась более чем на 25 процентов.
Общее неравенство в доходах усугубилось:
В 1971 году работник, находящийся на 90 процентах от распределения заработной платы, зарабатывал на 266 процентов больше, чем работник, находившийся на 10 процентах.
К 1995 году это число выросло до 366 процентов.
Причиняют ли эти изменения новые технологии, в частности компьютеры, машины с компьютерной поддержкой и робототехника, а также достижения в области коммуникационных технологий?
В более общем плане, каковы последствия технических изменений для рынка труда?
Некоторые экономисты в настоящее время считают, что, хотя другие факторы, включая снижение реальной стоимости минимальной заработной платы и глобализация, сыграли определенную роль, основной движущей силой изменений в структуре заработной платы в США являются технологии.
Этот консенсус основан на концепции взаимодополняемости технологических навыков:
технические изменения благоприятствуют более квалифицированным (образованным) работникам, заменяют задачи, ранее выполнявшиеся неквалифицированными специалистами, и повышают спрос на профессиональные навыки.
Следовательно, многие комментаторы видят прямую причинно-следственную связь между технологическими изменениями и этими радикальными сдвигами в распределении заработной платы, происходящими в американской экономике.
Хотя в настоящее время существует широкий консенсус, идея о том, что технологический прогресс благоприятствует более квалифицированным рабочим, является феноменом 20-го века.
В Великобритании в 19 веке искусные мастера уничтожили ткацкие, прядильные и молотильные станки во время беспорядков, полагая, что новые станки сделают их ненужными.
Они были правы:
Ремесленный цех был заменен на завод, а затем на сменные детали и сборочный конвейер.
Продукция, ранее изготовленная квалифицированными ремесленниками, стала производиться на заводах рабочими с относительно небольшим количеством навыков, а многие ранее сложные задачи были упрощены, что привело к снижению спроса на квалифицированных рабочих.
Крупнейший технологический прогресс 19 века, взаимозаменяемые части, по сути, был спроектирован как замена навыков.
Предприниматель, пионер в области производства взаимозаменяемых деталей, описал цель этой технологии как заменить правильное и эффективное использование техники навыком художника, приобретенным только многолетней практикой и опытом, навыком, которым в этой стране в значительной степени не владеют.
Отсутствуют также веские теоретические основания ожидать, что технологические изменения всегда и везде будут ориентированы на профессиональные навыки.
Даже самый предположительно необъективный технологический прогресс, микрочип, может быть использован в сканерах для дополнения неквалифицированной работы так же эффективно, как и в персональных компьютерах, в дополнение к квалифицированным рабочим.
Последние исследования учитывают эти вопросы и анализируют происхождение смещения навыков и условия, при которых новые технологии будут в большей или меньшей степени смещены в сторону навыков.
В этой статье исследуются некоторые из этих недавних исследований и то, как они могут пролить свет на недавний рост неравенства. Также кратко обсуждаются связи между технологией и торговлей, технологией и изменениями в организации производства, взаимодействие между техническими изменениями и институтами рынка труда, а также потенциальные причины различий в тенденциях неравенства в разных странах.