Открыть и применить - не всегда одно и тоже. Так, если говорить о песнях, то принцип "пипл хавает" впервые открыл (сформулировал) Богдан Титомир - в начале 1990-х. НО: применяться этот принцип стал гораздо раньше.
Действительно, текст, который глупо читается, может очень неплохо петься. И даже очень неплохо хаваться. Мне в этом смысле очень нравится "Калинка-малинка". Потому как если читать ее текст, исключив всякие отвлекающие факторы (музыку, вокал, танцевальное сопровождение), то по тексту там наркология какая-то получается. Но об этом отдельно.
Но а мы пока что отмотаем в 1924 год. Именно в этом году появилась песня "Там вдали за рекой". Автором этой песни заявлен эстонский поэт и переводчик Николай Кооль.
Есть версия, что советский текст этой песни является переделкой более старой казачьей песни "За рекой Ляо-Хэ", посвященной событиям русско-японской войны. При этом есть предположения, что песня про реку "Ляо-Хэ" была написана гораздо позже - причем даже современным автором.
Впрочем, на этом поле можно поставить и вторые ворота. Ведь авторство Кооля тоже представляется сомнительным. Ибо:
1. Кооль - эстонец. Вы много знаете эстонцев, которые писали песни на русском языке (Кельми не предлагать)? Эстонский язык вообще никак не связан с русским. И чтобы эстонцу писать стихи на русском - это нужен был очень высокий уровень знания обоих языков. И литературы на обоих языках (вот это очень важно). У Кооля такого в принципе быть не могло.
2. Авторство Кооля было заявлено только после Великой Отечественной. Странновато как-то, не находите? Ведь такая популярная песня, такая востребованная, такие авторские, такие гонорары, такая карьера и проч. Тут с 1924 года можно было столько нарубить - а оно вона как... Чего ж он тогда-то за авторством не обращался? А?
Тут напрашивается весьма простой вывод: к тому времени (после ВОВ) уже просто не оставалось живых свидетелей реального авторства этой песни. Которые могли бы дать показания против Кооля или же заявить об авторстве самостоятельно. Чем Кооль вполне мог воспользоваться, обратившись в патентное ведомство от своего имени. А писал он это дело сам или нет...
...В общем, вопрос авторства в обоих случаях до сих пор не закрыт. Но обратимся лучше к самому тексту песни "Там вдали за рекой". Там просто перл на перле.
Сотня юных бойцов
Из буденновских войск
На разведку в поля поскакала.
Что же мы можем почерпнуть из этих строк? А много чего.
Во-первых, у нас открытым текстом говорится, что там были буденновские войска. Войска, а не шайка-лейка. Но если у вас были целые войска, то какой муданьцзянь специально набрал "сотню юных бойцов" и отправил их в разведку? Кого постарше в буденновских войсках найти не могли? Поопытнее? Но идем дальше:
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки -
Это белогвардейские цепи.
И бесстрашно отряд
Поскакал на врага,
Завязалась кровавая битва,
Первый вопрос: там дело происходит ночью на Украине (упоминается "по широкой украинской степи") - как в тех условиях можно было увидеть блеск штыка? Если только при ярком лунном свете. Это очень частный случай.
Но а дальше вообще не понятно: если у вас задача - разведка, то какого черта вы поскакали на врага? Вам чем заниматься было велено?
Разведка не должна себя обнаруживать. На то она и разведка. Исключение - разведка боем. НО: разведка боем - крайняя мера. И в разведку боем назначают специально подготовленных бойцов, а не молодняк. Кроме того, задачей такой разведки является как можно быстрее установить количество врага, его огневые точки, технику и инженерные укрепления. После чего - быстро сваливать к своим и вызывать артиллерию. А не идти в лобовую атаку и не устраивать кровавую битву. Идем дальше:
И боец молодой
Вдруг поник головой -
Комсомольское сердце пробито...
Он упал возле ног
Вороного коня
И закрыл свои карие очи:
"Ты, конёк вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно погиб за рабочих!"
Угу. А конь ему такой сразу: "Ага, обязательно. Вот прям щас до командира добегу и все ему там выржу. Или копытами морзянкой выстучу. Конечно." Отличный текст.
Ну и финал:
Сотня юных бойцов
Из будённовских войск
Из разведки домой возвращалась.
Так, минуточку. У вас изначально была сотня бойцов. Минус кровавая битва. Минус, как минимум, один подтвержденный труп. Какая сотня куда возвращалась? Вы там считать вообще умеете?
Ляп на ляпе и косяк на косяке. Классическое пособие по нарушению всех возможных уставов и наставлений. И вот это пипл хавал. И еще добавки просил. Нормально так, да? Впрочем, такое низкое качество текстов песен в те поры объяснялось всего лишь одним словом: кадры.
Судите сами. Гражданская война в России. Грамотных людей - мизер. Из них могущих написать что-то поэтическое - еще меньше. Из них: кто-то умер от голода и болезней (Блок), кого-то расстреляли (Гумилев), кто-то эмигрировал (Цветаева), кто-то работал на конкурирующую фирму (Маршак).
А кто-то вообще не подходил по специальности. Вы можете, например, представить Ахматову как автора какого-нибудь советского марша? Я - нет. Хотя бы потому что марши - просто не ее стиль.
А потребность в авторах в СССР уже была. Причем большая потребность. Кто-то же должен был писать песни про новый режим - старые-то песни были отбракованы. Опять же, кому-то надо было готовить агитматериалы.
Но профессиональных авторов для этого еще не было. Вот и гребли кого попало - лишь бы мог две-три буквы на бумаге написать, лишь бы было агитационно правильно (хотя тут еще вопрос - см. текст выше) да лишь бы в рифму было. А смысл, логика, продуманность сюжета - да кого это тогда интересовало? Пропелось - и фиг бы с ним.
Профессиональные авторы-песенники в СССР появятся только к 1930-м годам. Но это будет уже совсем другая история.