Широка страна наша родная и так же широк диапазон многонационального культурного разнообразия. С вами снова искусствоведческий канал Парнас и сегодня мы хотим рассказать о самом источающем энергию, жестком, но милом материале – бронзе. Но не самой бронзе, скорее тех невероятных формах, которые она принимает в руках самобытных и очень талантливых авторов Республики Бурятия.
Заставить металл говорить – дело нелегкое. Но еще более сложная задача заставить его рассказывать историю мягкими, нежными формами, на которые, кажется, вовсе не способен твёрдый материал.
Настолько эмоциональной статичная бронза еще не была ни у кого. Персонажи Нади Супониной из суровой бурятской провинции уникальны, полны фантазии и детской непосредственности. О них и поговорим.
Вот, например, Луноликая. По мнению автора, одна из самых сложных ее скульптур. Для нас она показательна, глядя на одну эту скульптуру, мы можем выявить характерные черты в творчестве Надежды.
В первую очередь, это мягкие, восточные черты лица, обилие круглых форм, и уклон в мифологию. Но это не всегда какой-то конкретный (бурятский) фольклор, это личная сказка скульптора, авторские образы и знакомые нам с детства сюжеты.
Надежда и сама не отрицает, что ее работы «родом из детства», а мы так же замечаем в них веяние «кавайного» японского стиля, который популяризован в анимэ, где так же за основу взята утрированность форм в угоду милому облику героев.
Но работы Нади Супониной не были бы столь важны для сибирского (и всероссийского) искусства, если бы воплощали лишь внешнюю красивость. Бронза наполнена настоящими смыслами и большим опытом внутренних переживаний. Кроме любви к искусству, Надежда проявляет любовь к природе, окружающему миру, для нее это очень важно. В своем творчестве она поднимает вопросы экологии. Но не агрессивно, а также мягко и жалостливо, как и все в ее искусстве.
Кто-то открыто бунтует против мирового экологического кризиса, участвует в пикетах, выдвигает протесты (кто на что горазд). Но призыв Супониной смотрит прямо в душу, он будто хочет поговорить с каждым по отдельности об этой проблеме, а не с миром в целом.
В этом смысле нас заинтересовала работа из цикла «Дети земли». Небольшая скульптура в виде человеческого детёныша со звериными ушками. В руках он держит маленький прозрачный шар, символизирующий хрупкость нашей планеты.
Слова «детеныш» здесь умышленно, чтобы подчеркнуть – зверь и человек единые наследники планеты. А вопрос, что же достанется им в наследство, так вышло, обострился именно в наше поколение.
«В этой работе я выражаю надежду на то, что будущее в наших руках, и точка невозврата еще не пройдена, но в то же время, возможно, что наше поколение последнее, у которого еще есть шанс все изменить и не дать планете погибнуть».
Есть у нее и другие намеки на биологическую солидарность. Как житель непосредственной близости Байкала, Надежда лепит и отливает невероятно привлекательных нерп. А ведь этот регион в последнее время активно отбивается от нападок, пытающихся украсть его суверенное право первозданной чистоты.
Много у Супониной мы видим образов детей, в основном бурятских, ведь именно в их окружении происходило становление скульптора. Есть в этой очаровательной этнике нечто волшебное, особенное, подталкивающее к диалогу с малознакомой культурой.
И детские и взрослые образы, и даже ее зооморфные скульптуры сходятся к одному важному знаменателю – доброта способна на большее, чем грубая сила. Если воззвать к глубинным установкам человека, шанс на понимание все же выше. Ведь в глубине все мы, хочется верить, положительные герои с чистыми посылами этому миру. Если скульптуры Надежды вызывают у вас эмоциональный отклик, будьте уверены – вы тоже из таких людей.
Впрочем, есть у автора и более провокационные произведения, но сейчас не о них.
Скульптуры Надежды Супониной можно рассматривать бесконечно, открывая все новые грани ее маленьких героев.
Если очутившись в Сибири, вы наткнетесь на анонс ее выставки, незамедлительно посетите (хотя порой она выставляется и в европейской части нашей страны). Любите искусство и знайте региональных авторов, которые творят его историю здесь и сейчас!
(с) Все фото взяты из профиля автора в инстаграм: @aninopus