Полуторавековой давности пример того, что есть политические "эмпиреи", а есть "земля", на которой жизнь, идущая бок о бок с соседями, подталкивает к компромиссам.
В 1871 году в забайкальском селении крещёных бурят Ташелан епископ Селенгинский Мартиниан освящал церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Село было небольшое - 90 душ, но на торжество 23 мая собрались едва ли не тысяча человек из окрестных сёл и деревень в радиусе 50 км.
И вот тут надо напомнить, что Забайкалье было краем старообрядцев-семейских. Впрочем, до реформ 1905 года, никаких ещё и не "старообрядцев", а самых, что ни на есть "раскольников", да еще и беспоповского толка. Раскольников, с которых, правда, уже не драли двойной налог, но ограничивали в занятии общественных должностей, запрещали строить церкви и не признавали законными их браки (я тут не спец, так что поверим Википедии). Ну и конечно же, им нельзя было "совращать" в свою веру кого бы то ни было. В бурятском Ташелане между тем 4 из 16 дворов были старообрядческими.
С другой стороны известно и зеркальное отношение старообрядцев к православным: ограничение в общении, например, вплоть до отказа от совместного приёма пищи. Об отношении же к клиру РПЦ, наверное, даже и говорить не стоит.
И, однако, дальше будет просто цитата из описания праздника от его непосредственного участника - тугнуйского миссионера иеромонаха Мелетия:
Стечение народа, при всей редкости населения было до 800 душ, собравшихся из Петровского завода, новой и старой Бряни, с Тальцов, Новой Ильки, Мухор-Талы, Новой Курбы, из Хоринской Степной Думы, из Кулей, с Хилоцкаго Тарбагатая и из улусов. Старообрядцев также было не мало. Дабы они не нашли повода хулить Православную Веру, новосозданная церковь украшена иконами исключительно древнего, греческого стиля, которые были ими внимательно рассматриваемы и пришлись совершенно по вкусу их, привыкшему к старине. Замечательно то, что один из наиболее заражённых плевелами расколоучения местных жителей сам благовестил ко Всенощной и Литургии на колокольне новосозданной церкви и торжественным звоном встречал и провождал Архипастыря, освящавшего новый храм.
Статья иеромонаха Мелетия "Церковь Святого Великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селении Ташелане, за Байкалом" опубликована в "Иркутских епархиальных ведомостях", №№ 40 и 41 за 1871 год.