Каждый день, едва рассветет, люди бегут тесноты и духоты города. Их тысячи. В купальниках и плавках, солнцезащитных очках шляпах они идут к морю, с которого дует ветер и гонит тучи песка. Они идут на пляж.
В руках они держат мячи. Пляж для них, как берег Ганга для индусов. Это Рио-де-Жанейро. За их спинами остается город-монстр, урбанистический кошмар, где день превращается в пытку. В этом городе выхлоп тысяч машин корябает пешеходу горло, как битое стекло.
По улицам пробираются автобусы, толстые, как слоны. В этом перенаселенном, кипящем городе дети школьного возраста подскажут вам, на каком углу вы можете купить наркотики и в какой пивной сможете нанять убийцу.
И они же, загорелые и веселые жители трущоб, расскажут вам без запинки, кто сейчас лучший игрок в пляжном волейболе и чем американец Смит хуже их кумира, великого Бернарда Разъямма. Пляж - это отдушина для жителей мегаполиса и возбуждающий наркотик для них.
Почему в Бразилии, где голодные становятся все голоднее, нет и не будет революции? «Потому что нас есть пляжи, - говорит бразильский журналист Паули Тейксейра,- и там мы выплескиваем свой гнев».
Кто играет в пляжный волейбол? Абсолютно все. Поиграть в волейбол на пляже приходят старики, желающие забыть о своем возрасте, и секретарши, желающие забыть о своих мигренях; приходят безработные, студенты и домохозяйки.
Приходят и высокооплачиваемые, живущие в постоянном стрессе менеджеры - в обеденный перерыв сыграть партию-другую. За некоторыми из них крадутся их телохранители с «дипломатами» в руках - в «дипломате» беспроволочный телефон и последние сводки с биржи. Пляжный волейбол абсолютно демократичен.
Тетя Лея сидит в тени и распоряжается игроками, как Маргарит Тэтчер на заседаниях своего правительства просто взять да и выйти поиграть - здесь так не делают. Надо прежде спросить разрешения у Тети Лет.
Новичка представляют другим игрокам, как это делается на приемах. Ругаться во время игры запрещено. Короткое движение руки старой женщины, сидящей в тени зонтика, - и того, кто нарушил правила игры или поведения, удаляют с площадки.
Играют на песке. О песке бразильских пляжей Тетя Лея может рассказывать часами. Слово-то одно, но смысл его меняется, когда игроки переходят с площадки на площадку. На Когакабане песок тяжелый и гладкий, как паркет, тонкий, мягкий, такой, что в нем тонет нога.
А для первенства мира по пляжному волейболу, проходившему в Рио, песок доставали со дна океана. Такого, поднятого с глубины, высушенного, перебранного, идеально-чистого песка камешков, окурков и корок больше нигде в Рио нет. Классный песок!
«Твердое и пустое»
Несложный для понимания, но, увы, не всегда достойно почитаемый на практике принцип. Представьте, что вы нашли на дороге яблоко с червоточинкой и просто горите желанием его съесть. Вы можете приступить сразу же, оставив червивое место вместе с огрызком, а можете - взять ножик, аккуратно вырезать все несъедобное ("пустое") и затем - когда останется лишь хорошая часть («твердое») спокойно осуществить на-меченное.
Первый вариант проще и быстрее, но таит в себе немалый риск: того и гляди на зуб попадется червяк! Второй же - хотя и медленнее, зато надежнее и приятнее. Надеюсь, вы догадались, что именно последний вариант и есть путь менеджера и предпринимателя.
Понять, где слабое место, чего не хватает для достижения цели (авторитета, юридически безупречной документации и т. д.), и обезопасить себя до, а не после того, как провалишься в яму, которую собирался проскочить на авось, значит действовать согласно этому принципу.
Конечно, от неудач не застрахован никто. Не стоит лишь вешать нос и опускать в отчаянии руки при первой же неприятности. Один из тайных принципов управления так и называется: «преврати бедствие в выгоду». Вспомним хорошо известного героя Марка Твена.
Тетушка наказала Тома Сойера за непослушание, и в солнечный летний день вместо того, чтобы гулять и купаться, ему пришлось красить забор. Это увидел самый страшный насмешник Бэн: ситуация складывалась более чем катастрофическая.
Что делает Том? Поняв, что ценностей, хранящихся в карманах его штанов, не хватит для покупки «трудовых ресурсов», он начинает изображать великое удовольствие, которое якобы доставляет ему работа.
В результате психологически точно рассчитанного диалога с Беном Том нехотя, как бы делая одолжение, разрешает ему немножко покрасить, после чего и другие ребята оказываются «облагодетельствованы» таким же образом.
В итоге Том Сойер не просто свел на нет тетушкино наказание, но еще получил в качестве платы всевозможные подарки. Природная смекалка и тонкий расчет плюс желание во что бы то ни стало выбраться из неприятной ситуации привели героя Марка Твена прямо-таки к потрясающему успеху!
Причем обратите внимание на ловкий социальный ход, который сделал Том: сначала он перевел свою обязанность в право, а затем - продал последнее на весьма выгодных условиях. Чем не задачка для анализа и чем не пример для подражания!